27 мая в школах стартовал Единый государственный экзамен (ЕГЭ). В первый же день случился скандал: в интернет выложили ответы на задания по русскому языку 
02_03.jpg
Россия. Иваново. 27 мая. Сдача ЕГЭ по русскому языку

Главная проблема ЕГЭ — не в его недостатках, которые, безусловно, есть, а в том, что эта система попала в совершенно коррумпированное общество. В таких условиях затея, во многом построенная на честности и добросовестности, нормально работать просто не может. Глушилки для мобильных телефонов, независимые наблюдатели на экзаменах — гарантии ни от списывания, ни от утечки информации не дают. Да, стало больше порядка: строже проверка, паспорта сличают, телефоны отбирают и опечатывают. Но все равно — обыскать человека нельзя, один телефон сдал, второй оставил, нет предела изобретательности…

Думаю, те, кто выставляет свои ответы в социальные сети, делают это из лихости и удальства — такой вариант хулиганства. Но есть те, кто зарабатывает на ЕГЭ — вбрасывает в интернет варианты заданий. Это, конечно, «течет» Министерство образования — либо на стадии разработчиков (точнее, не столько самих разработчиков, сколько чиновников, которые это обеспечивают), либо, что вероятнее, уже при рассылке материалов в регионы — в результате сговора между теми, кто пакеты везет и кто их принимает. Я могу только предполагать, но, вероятно, именно на этой стадии украсть материалы проще всего.

Люди, которые торгуют экзаменационными материалами, не выставляют их в интернет открыто: они размещают некий номер, на который надо отправить эсэмэс, с «покупателя» тем или иным способом снимают деньги, и он получает ссылку, которая дает ему возможность увидеть искомое. При этом есть ведь еще и мошенники, которые не имеют отношения к организаторам ЕГЭ и не имеют доступа к реальным материалам, они разрабатывают варианты, напоминающие ЕГЭ, и таким образом обдуривают тех, кто на это клюет.

Вопрос: как с этим бороться? Мне кажется, что надо больше усилий тратить на то, чтобы доводить до конца расследование утечек и подлогов. Вот в прошлом году отловили несколько студентов, которые по паспортам выпускников писали за них экзамен. Вроде бы как-то их наказали. А кто знает и помнит, ответили ли за обман сами ученики, вместо которых эти студенты сдавали ЕГЭ? А чем кончились случаи, когда к утечке информации совершенно явно имели отношение чиновники от образования? Конечно, надо их показательно наказывать. Но в общественном сознании — ощущение полной безнаказанности.

Самое же плохое во всей истории с ЕГЭ даже не коррупция: она есть везде, где-то больше, где-то меньше, ее надо просто разоблачать, нарушителей ловить и воздавать должное. А вот то, что ЕГЭ используется не только как измеритель знаний конкретного ученика, а как показатель работы учителей, целых школ и разного уровня образовательных чиновников, будет неизбежно приводить к повсеместному и постоянному обману. Управления образования будут давить на школы, чтобы они любой ценой «давали показатели». Директора будут давить на учителей. А учителя будут находить способы «помогать» ученикам сдавать экзамены…


фотография: ИТАР-ТАСС





×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.