28 мая на неформальном саммите ОДКБ в Бишкеке Владимир Путин напомнил собравшимся: в 2014 году международный контингент уходит из Афганистана, нужно быть готовым к разным вариантам развития событий. С чего это вдруг?

Ранее, на заседании Совбеза РФ 8 мая, Путин заявлял о готовности России более активно вмешаться в «афганский вопрос». И уже тогда по поводу этого намерения возникли некоторые сомнения.

Можно ли считать новостью прозвучавший тезис о «неготовности афганской армии и полиции противостоять вызовам и угрозам со стороны вооруженной оппозиции и наркокартелей»? Вряд ли. А в новинку ли обещание Москвы вести «постоянный мониторинг» ситуации в Афганистане, «оказывать кабульскому правительству «разностороннюю помощь» в борьбе с терроризмом и наркоугрозой»? Тоже как-то не очень. А намерения Кремля действовать на кабульском направлении исключительно реактивно, в «режиме реального времени» — это как понимать? Не в том ли смысле, что российские власти в отличие от руководства США и НАТО собираются не моделировать ситуацию в Афганистане, а адаптироваться к ней.

Ну а если нет новостей, тогда для чего вообще вся афганская повестка именно сейчас?

Не покидает ощущение, что, акцентируя афганские угрозы, Кремль на самом деле держит в уме, прежде всего, ситуацию в Центральной Азии. Через повышение или понижение (что реже) информационного регистра в афганской партитуре Кремль посылает сигналы центральноазиатским столицам: Россия бдит, уйти из-под контроля не получится, следуйте «генеральной линии».

Не случайно жесткие путинские тезисы о неизбежности ухудшения ситуации в ИРА после 2014 года прозвучали сразу после международного форума по афганской проблеме в Астане, где президент Казахстана Нурсултан Назарбаев сказал буквально следующее: катастрофические прогнозы в отношении Афганистана, мягко говоря, сильно преувеличены. Как видите, восприятие афганской ситуации Назарбаевым резко отличается от ощущений Путина.

Сегодня Москва выступает не только против «афганской» линии Назарбаева, но и подает сигнал центральноазиатским лидерам — как именно следует воспринимать региональный политический процесс после 2014 года. А точнее, им следует готовиться к усилению российского влияния в Центральной Азии, которое будет происходить под флагом противодействия вызовам и угрозам из Афганистана.

Чей подход — Путина или Назарбаева — к оценке афганской ситуации (а следовательно, к перспективам усиления российского влияния в регионе) окажется более привлекательным для Душанбе, Бишкека, Ташкента и Ашхабада, видимо, покажет уже ближайшее будущее. Но так или иначе, новая геополитическая интрига налицо.


Shares
facebook sharing button Share
odnoklassniki sharing button Share
vk sharing button Share
twitter sharing button Tweet
livejournal sharing button Share