#Только на сайте

#Мир

#Кризис

Словенский нарыв

29.05.2013 | Григорян Мария, Любляна

Повторит ли Словения судьбу Кипра?
Словении угрожает «кипрский сценарий» — ее банковская система поражена невозвратными кредитами и нуждается в срочной рекапитализации. 29 мая Еврокомиссия приняла решение дать Словении еще два года на реализацию пакета экстренных экономических мер, разработанного словенскими властями. Вроде как внешнего вмешательства пока не требуется. Но — только пока.

"Да вы посмотрите что творится – нету и дня, чтобы не закрылось какое-нибудь кафе или магазин – идет волна банкротств. Я впервые в своей жизни стал присматриваться к ценникам - сколько стоит хлеб, молоко, другие базовые продукты... Все дорожает. Кризис уже стал частью моей жизни, — делится с журналом Бранимир Шамеч, житель Любляны. — Люди ходят подавленные, все говорят только о том, что пора менять власть. Все уверены, что дальше будет только хуже".

«У моих друзей хватает денег только на кофе, больше в кафе и ресторанах молодежи ни к чему не подступиться. Пойти в кино – это уже роскошь, которую можешь себе позволить только раз в месяц», - подхватывает тему Матеа Лолич, студентка медицинского факультета Университета Любляны.

Всего несколько лет назад словенцы были вполне довольны жизнью, о безработице и высоких ценах никто и не вспоминал. Кризиса не ждал никто - тем больнее был удар: многие потеряли работу, зарплаты упали минимум на 15%, начали расти цены.

Без помощи не справиться

Правительство до последнего надеялось справиться с кризисом собственными силами но в апреле эксперты ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) предупредили Любляну: необходимы срочные консультации с Брюсселем, в проитвном случае страна рискует оказаться в финансовой яме.

"Мы прекрасно понимаем, что финансовая помощь извне - это палка о двух концах: с одной стороны Словению как бы берут на поруки, с другой - фактически не оставляют выбора правителству кроме резкого сокращения расходов, а это - дальнейшее снижение уровня жизни и рост безработицы", - разъясняет The New Times Младен Павлович, пенсионер из Марибора.

Предложенный Любляной пакет реформ включает в себя увеличение налогов, реструктуризацию банковского сектора и реализацию программы массовой приватизации. При этом правительство Словении настаивает на том, что необходимости во внешней помощи нет. Для полного восстановления "здоровья" банков Словении потребуется около euro 7,5 млрд., что составляет 15% cловенского ВВП. Речь идет не о высокой задолженности и раздутом финансовом секторе, подчеркивают эксперты в Любляне, проблемы страны связаны с задержкой со структурными реформами в экономике. Как следствие - снижение ее конкурентоспособности, рост безработицы, и ухудшение ситуации в кредитно-финансовой сфере.

Кроме того, очевидно что, словенский кризис непосредственно связан с тяжелой экономической ситуацией в соседних странах-членах еврозоны. До 80% продукции словенских предприятий идет на экспорт, в первую очередь во Францию и Италию, которые сами сейчас переживают трудные времена. Снижение спроса на словенский импорт рикошетом ударило по словенской экономике в целом.

В то же время доля невозвратных кредитов в банковском секторе Словении составляет от 19% до 28%, а объем «плохих» долгов достиг 15%, подчеркивают в своем докладе эксперты ОЭСР. Это значит, что в Словении возможно повторение кипрского сценария и стране не обойтись без помощи ЕС.

Спасти Словению — спасти Евросоюз

Но словенские экономисты, впрочем, настаивают на своем – словенский кризис не похож на кипрский или греческий, и повторение "кипрского сценария" маловероятно. "Это правда, что большинство наших банков имеют высокую долю плохих кредитов, некоторые в ближайшее время проведут рекапитализацию, чтобы увеличить долю высококачественного "капитала 1 уровня» в совокупных активах, - разъясняет в разговоре с The New Times профессор Ненад Филипович, академический директор школы IEDC-Bled School of Management в Словении. - Однако непосредственного риска неплатежеспособности крупных банков Словении или же государства как такового мы не наблюдаем".

Да и вообще, структура банковского сектора в Словении сильно отличается от кипрской: "Банки Словении ликвидны, у них не так много, как на Кипре, крупных частных вкладчиков, особенно иностранных. К тому же, в отличие от Кипра с его оффшорным статусом, Словения входит в группу стран ЕС с самой высокой налоговой нагрузкой", – разъясняет Ненад Филиппович. Он упомянул и и про размер госдолга Словении: в конце 2012 года он составил около 54% ВВП, по сравнению с 86% ВВП на Кипре, и 124% в Португалии. Это значит что Словения по-прежнему является одной из стран Евросоюза с самым низким уровнем госдолга, хотя процент долга постоянно увеличивается.

Финансовый крах Словении был бы худшим сценарием для мира, включая Россию, убежден профессор Филиппович: «Это привело бы к так называемому "эффекту домино", т.е. к финансовому краху Хорватии и Сербии и резкому ухудшению ситуации в Италии и Франции". Ну а дальше...

*Пока объем российских инвестиций в словенскую экономику невелик – порядка euro 1,5 млрд.. Основной актив – компания "Акрони Стил", крупнейший сталелитейный завод в Юго-Восточной Европе, подконтрольный российскому мультимиллионеру, депутату-единороссу Борису Зубицкому. В Словении присутствует также дочерняя компания Сбербанка. В случае успешной реализации проекта "Южный поток" российский фактор в словенской экономике резко увеличится: как ожидается собственником словенских энергетических компаний "Петроль" и "Герплин" станет "Газпром".
"Предоставляя Кипру или Словении финансовую помощь в размере нескольких миллиардов евро, пусть и на жестких условиях, - Брюссель тем самым демонстрирует способность держать под контролем ситуацию в еврозоне, - продолжает собеседник The New Times. - Но помочь Италии или Франции будет невозможно - это слишком большие страны, их политическое влияние огромно и никто не сможет давить на них, включая Еврокомиссию. Вывод: финансовый крах Италии и Франции приведет к экономическому, а потом политическому распаду Евросоюза. Пострадают от этого все экономические субъекты, включая российских сырьевых экспортеров*. Так что сегодня для Брюсселя критически важно спасать малые страны, дабы избежать дальнейшего разрастания кризиса".







×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.