Свобода слова.
Дорого.
Поддержи The New Times.

#Только на сайте

Лукашенко запретил «тарелки»

28.05.2013 | Швейц Максим, Минск

Жители многоквартирных домов в Белоруссии больше не имеют права смотреть спутниковое телевидение. Совет министров РБ утвердил новую, фактически запретительную процедуру установки и регистрации спутникового оборудования на стенах и крышах многоэтажек.

Для того, чтобы установить антенну, белорус отныне должен обратиться за разрешением к местным властям, разработать проектную документацию, пройти несколько уровней согласований, и только после этого обратиться к компании, занимающейся установкой соответствующего оборудования. Перед этим государственный инженер должен осмотреть дом, выдать компании-установщику соответствующее разрешение. На весь процесс законодательством предусмотрен месяц.

Получение разрешений в итоге обойдется в кругленькую сумму в несколько сотен долларов. Впрочем, и после гражданин не застрахован от отказа, который, конечно, можно в частном порядке оспорить в белорусском суде, но на на практике вряд ли кто-то будет этим заниматься. По словам источника The New Times в правительстве, «легализация» антенн - «процедура сложная и утомительная: предполагается, что большинство граждан просто не будет этим заниматься».

Чем не угодили

Причины борьбы с тарелками лежат на поверхности. Во-первых, власть хочет ограничить доступ граждан к иностранным СМИ: даже российские телеканалы в последние годы стали крайне негативно высказываться о Белоруссии. Кроме того, в последние месяцы наблюдаются определенные политические разногласия между Белоруссией и Украиной. Минск пытался ограничивать доступ на свой рынок продукции украинского пищепрома, отчего, конечно, белорусским властям «доставалось» от украинских журналистов, чьи передачи на территории Белоруссии весьма востребованы.

Плюс ко всему, на территории Польши вещает единственный белорусский оппозиционный телеканал «Белсат». Посмотреть его имеют возможность только владельцы «тарелок». Не случайно руководитель редакции информационных программ «Белсата» Алексей Диковицкий рассматривает инициативы властей как непосредственный удар по своему работодателю.

Во-вторых, свою лепту в фактический запрет на спутниковое ТВ явно внесли коммерческие операторы кабельных сетей. Дело в том, что белорусы массово стали отказываться от кабельного ТВ после того, как его основательно «зачистили» от иностранных общественно-политических телеканалов. Запретили в Белоруссии даже российский «ТНТ»: за ряд «оскорбительных» шуток в адрес президента страны. Теперь в сетке вещания кабельных каналов - только развлекательные программы.

Не стоит забывать и о том, что уже в 2015 году в Белоруссии должны состояться президентские выборы. Рядовые белорусы уверены: их целенаправленно лишают возможности смотреть альтернативное телевидение накануне ключевой политической кампании. Новости российских телеканалов в белорусском эфире показывают с часовым опозданием, а все сюжеты о Белоруссии вырезают. «В кабельных пакетах нет даже украинских телеканалов, и уже пару месяцев их нельзя поймать даже по спутнику. Загадка», замечает в разговоре с The New Times белорусский политолог Роман Яковлевский.

Добьется ли власть искомого эффекта, окончательно опустив перед белорусами эфирный занавес?
Белорусский медиа-эксперт и режиссер Леонид Миндлин в этом сомневается: « Эти запреты, по сути, бессмысленны : покуда работает Интернет, пусть даже самый медленный, у людей остается доступ к альтернативной информации, пусть даже и не в телевизионном формате». Эксперт уверен, что власть этой «перестраховкой» только вредит себе, окончательно закрепляя за собой имидж душителя гражданских свобод.

«Журналистов у нас уже нет»

Количество спутниковых антенн в Белоруссии эксперты оценивают примерно в 800 тыс. штук. Десять лет назад, в 2003 году, считалось, что их в стране порядка 350 тыс.

Чтобы снизить интерес населения к иностранным каналам, власти запускают два новых - своих. Всего в стране пока три крупных общенациональных телеканала - ОНТ, БТ, и СТВ. «Беларусь-4» будет позиционироваться как исключительно «семейный» телеканал: на нем без конца будут идти сериалы. Еще один новичок - Пятый - станет спортивным.

Нет в Белоруссии и независимой прессы. Оппозиционные газеты в киосках не продаются, а крупнейший таблоид страны «Комсомольская правда в Белоруссии» вообще избегает освещения политической жизни страны. И даже не комментирует заявления правительства и главы государства, предоставляя читателям только цитаты из выступлений официальных лиц. Небольшие частные региональные газеты вынуждены сотрудничать с властью: в противном случае, для них не останется места в киосках, а их журналистов перестанут пускать на официальные мероприятия госчиновников.

Журналисты практически всех оппозиционных медиа, существующих на зарубежные гранты, вещают исключительно из-за рубежа. Если они появляются с диктофонами или камерами на улицах, обычно их тут же задерживают сотрудники правопорядка.

Редактор одной из крупнейших республиканских газет Белоруссии в беседе с корреспондентом The New Times заявил, что «журналистов в стране уже не осталось»: «Есть пропагандисты, которые за 500-700 долларов в месяц пишут пропагандистские статьи, которые уже никто в стране не читает. Тиражи обеспечивает принудительная подписка: хочешь не хочешь, но «Советская Белоруссия» в твоем ящике лежать будет, и подписку ты на нее оплатишь. Иначе - уволят», - рассказывает он.
Другой лагерь - работники оппозиционных сайтов: «У них весь контент - это либо сообщения государственных информагентств с измененными заголовками, либо цитаты из каких-то эмигрантских форумов, либо перепечатка российских, западных и украинских газет», - добавляет журналист.

Доступ к оппозиционным сайтам с компьютеров, установленных в госучреждениях и на государственных предприятиях, запрещен уже около трех лет. Для простых граждан доступ к оппозиционным ресурсам перекрывают редко: во время социальных конфликтов, митингов оппозиции и т.д. Правда, видео-контента на сайтах оппозиции практически нет: в стране, где скорость доступа к интернету в квартирах крайне редко превышает 1 Мбит/сек, а безлимитными пакетами доступа к Сети пользуется очень мало людей, смотреть его очень неудобно и довольно дорого.

Дискредитацией независимых СМИ активно занимается белорусский КГБ. Несколько десятков чекистов каждый день в рамках своих служебных обязанностей пишут защищающие суверена и его политику комментарии к новостям на оппозиционных сайтов, поливают грязью оппонентов, «разоблачают» редакторов, обвиняют их в цензуре, когда те снимают их комментарии. Периодически по инициативе властей устраивают «медиасрач». Недавно, например, председатель движения «За свободу», экс-кандидат (2006 г.) в президенты Александр Милинкевич, имя которого в оппозиционной тусовке все чаще связывают с КГБ, назвал «Хартию-97», крупнейший оппозиционный ресурс Белоруссии, тенденциозным и пропагандистским. По мнению политика, на сайте должны быть разные точки зрения на происходящее в стране, а не только критика власти.

Но как не критиковать, если любая попытка независимого журналистского расследования - как раз во имя торжества плюрализма в стране! - встречается в штыки. Так, журналист Олег Груздилович, автор книги «Кто взорвал минское метро», в конце мая получил от прокуратуры предупреждение о недопустимости нарушения законодательства, в частности — «распространения необъективной и сознательно искаженной информации». В Белоруссии, кстати, уже несколько лет действует закон, предусматривающий уголовную ответственность за дискредитацию правительства и собственного государства. На этот раз прокуроров возмутил тот факт, что Груздилович в рамках журналистского эксперимента ходил по разным станциям метро с большой сумкой, в которой держал множество металлических предметов. При этом на большинстве станций дежурные милиционеры на подозрительного прохожего никак не реагировали.

...18 мая государственное информационное агентство «БелТА» проиллюстрировало заметку о пауках фотографией Лукашенко вместе с президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым. Новость с заголовком «Ядовитые пауки-тарантулы прижились в Беларуси» сопровождалась фотографией двух политиков. Фото сменили, но информация о казусе разошлась по оппозиционным ресурсам и форумам: дескать, белорусские журналисты, лишенные возможности свободно заниматься профессией, переходят к новой форме протеста — в виде провокации. Что ж, очень может быть...




×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики. Отключение cookie-файлов может привести к неполадкам в работе сайта.
Продолжая пользоваться сайтом без изменения настроек, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов.