#Только на сайте

#Мир

К Батьке — на поправку

23.05.2013 | Швейц Максим, Минск

В Белоруссии лечат ливийцев, пострадавших на гражданской войне
Тысячи ливийцев, получивших ранения во время гражданской войны, проходят лечение и реабилитацию в Белоруссии. "Ничего личного, только бизнес" — в таком  духе комментирует эту новость, пришедшую из Ливии, белорусский МИД.

Из Ливии в Белоруссию на днях отправили очередную группу лиц, получивших ранения в ходе боев в феврале-августе 2011-го. Газета Lybia Herald распространила эту информацию со ссылкой на белорусского посла в Ливии Александра Степуся.

Издание пишет о группе в 300 человек. Все они пройдут в Белоруссии курс лечения и реабилитации. На какой стороне сражались эти бойцы, пока неизвестно. Сообщается, правда, что большинство из них — выходцы из Мисураты. Во время войны этот город был одним из оплотов отрядов вооруженной оппозиции, противостоявших силам Муаммара Каддафи. В сражениях за Мисурату огромные потери убитыми и ранеными несли две стороны.

Газета также пишет, что со времени начала революции в Ливии в Белоруссию на лечение отправили порядка 1500 раненых солдат. Один из них, кстати, даже умер в Белоруссии: сбежал из больницы и умер, как утверждается, от переохлаждения возле Минского моря (Заславльское водохранилище).

Информация о том, что "раненых ливийских бойцов" отправляют в белорусские больницы, была и раньше. На какой стороне сражались эти "бойцы", никогда не уточнялось. Правда, осенью 2011 года, сразу после смерти Каддафи, представитель ливийского посольства заявлял, что в Белоруссии проходят лечение "раненые повстанцы".

Сейчас же Степусь заявляет, что вскоре Белоруссию посетит делегация Министерства здравоохранения Ливии. Она обсудит с белорусской стороной "вопросы активизации сотрудничества в медицинской сфере между двумя странами".

Пресс-секретарь МИД Белоруссии Андрей Савиных заявил, что полторы тысячи ливийцев лечили в стране "на коммерческой основе по понятным гуманитарным соображениям". При этом он добавил, что этим же занимаются медики Чехии, Италии и Канады.

В этом вся суть белорусской дипломатии: сначала, когда фаворитом в войне считался правящий режим, Лукашенко не раз называл Каддафи своим "братом" и критиковал Запад за вмешательство в конфликт. А когда диктатор погиб, официальный Минск тут же изменил тон  -  мол, надеемся на то, что отношения между Белоруссией и Ливией не должны испортятся, несмотря на смену правящего режима.

Еще раньше, в разгар гражданской войны, Белоруссию обвиняли в том, что она, вопреки международному эмбарго, поставляла оружие режиму Каддафи. В ноябре 2011 года в Национальном аэропорту «Минск» был замечен самолет с ливийскими опознавательными знаками: что или кого он перевозил, так и осталось тайной. Впрочем, по данным экспертов Стокгольмского института проблем мира, что из Белоруссии в Ливию во время конфликта летали грузовые самолеты: якобы они перевозили оружие для ливийского диктатора.

Ливийские повстанцы даже утверждали, что на стороне правящего режима сражаются белорусские снайперы. А американский журнал Time цитировал эксперта Хью Гриффитса: мол, Лукашенко поддерживал Каддафи до самой его кончины и в конце остался его фактически единственным международным союзником. Американцы также заявляли, что в Ливию летали белорусские "Ил-76" с оружием и боеприпасами на борту — приземлялись они в Себхе на юге Ливии.

МИД Белоруссии эту информацию опровергал, но уже после окончания войны стало известно: четверых белорусов, сражавшихся на стороне Каддафи, действительно поймали и приговорили к десяти годам тюрьмы. МИД с ними контактировал, но все, чего смог добиться, - немного улучшить условия содержания заключенных. Официальный Минск всегда открещивался от того, что на стороне Каддафи сражались представители белорусской регулярной армии: мол, если там кто и был, то только в частном порядке.
Кстати, за пособничество режиму Каддафи в тюрьму на тот же срок попали и 19 украинцев.

Белорусским политологам вся эта история вокруг находящихся в стране ливийских боевиков кажется очень странной. Например, аналитик Роман Яковлевский говорит, что никто в Минске не понимает, "было ли санкционировано Минском озвучивание информации белорусского посла в Ливии Анатолия Степуся". Если распространять ее разрешили, то почему по этому поводу было гробовое молчание официальных местных СМИ? 

Ни одна государственная газета об успехах белорусской медицины не сообщила. Политолога также настораживает, что власти не сообщают, на какой стороне сражались пациенты белорусских клиник. "Интересно, что вообще по поводу «гуманитарной помощи на коммерческой основе» думают в других структурах, непосредственно отвечающих за национальную безопасность страны? Из этих туманных слов, видимо рассчитанных на слушателей-идиотов, истинные соображения такого гостеприимства остаются непонятными", — задался вопросом Яковлевский в разговоре с The New Times.




×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.