Игорь Николаев

директор департамента стратегического анализа компании ФБК

Выборный период — время особенное. При всей предсказуемости нынешних выборов психология временщика у властных структур все-таки ощущается. В первую очередь, разумеется, речь идет об исполнительной власти. Хотя есть она и у законодательной.

Первая начинает все чаще выходить с законодательными предложениями, принятие которых явно рассчитано на то, что просто надо «успеть».

Законодательная власть, которая и так-то не ставила под сомнение правительственные инициативы, начинает, в свою очередь, соглашаться со всем и вся.

Минувшим летом с большой помпой был утвержден трехлетний федеральный бюджет на 2008 —2010 годы. Много, очень много было сказано слов о том, сколь сильно теперь возросла предсказуемость бюджетной политики.

Примечательно было то, что законодатели согласились с важнейшим прогнозным показателем — ценой на нефть, предложенной правительством для расчета доходов. По этим прогнозам, цена на нефть будет снижаться с $55 за баррель в 2007 году до $50 за баррель в 2010 году. Не смутило их даже то, что данные цифры были взяты из февральского доклада Управления энергетической информации США (что, свои прогнозные оценки сделать не можем?).

Сейчас, когда цена на нефть близка к $100 за баррель, такой прогноз выглядит особенно нелепо. Подобное соглашательство со стороны законодателей выглядит тем более явным, если вспомнить, что в 2006 году при принятии федерального бюджета на текущий год они настояли на увеличении прогнозной цены на нефть до $61 за баррель и оказались совершенно правы.

Но в год выборов уже не до анализа обоснованности важнейших макроэкономических показателей. Кстати, по инфляции — также полный конфуз. О каких 7% можно говорить в 2008 году, если 2007-й мы заканчиваем почти с 12%, что в 1,5 раза выше ожидаемого уровня?

Вот и получилось, что еще до наступления бюджетного периода 2008 —2010 годов страна имеет совершенно нереалистичный бюджет.

Есть еще не менее яркий пример из законодательной практики 2007 года, подтверждающий тезис о том, что выборы сегодня плохо сказываются на качестве законотворческой работы. Имеются в виду принятые законы о создании шести государственных корпораций.

Законодателей не смутило то, что создание некоторых госкорпораций потребовало внесения изменений в Гражданский и Бюджетный кодексы, а также в десятки других законов. Но если для формирования той или иной структуры требуется перепахать чуть ли не все нормативно-правовое поле, это ненормально. Это девальвирует качество всего законодательного обеспечения функционирования рыночной экономики.

Но все инициативы прошли. И прошли потому, что на дворе — выборы. Если подобные вещи возможны накануне парламентских выборов, то с еще большей вероятностью они будут реализовываться накануне президентских.

В ближайшие несколько месяцев (как минимум до вступления в должность нового президента) будет много, скажем так, интересных законодательных инициатив. Вряд ли мы увидим какое-либо убедительное их экономическое обоснование. Но можно точно ожидать, что это будут весьма спорные решения, из которых будут торчать уши плохо скрываемых лоббистских усилий.

Экономика на все это отреагирует — не сейчас, позднее. Но отреагирует обязательно, ее не обмануть. Потому что если кампанией по созданию госкорпораций вносится значительная неопределенность в права госсобственности, рано или поздно это аукнется. Потому что с инфляцией не борются с помощью замораживания цен. Потому что оценивать исходные макропоказатели необходимо значительно более основательно, если мы хотим иметь реалистичный бюджет.


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.