Свобода слова.
Дорого.
Поддержи The New Times.

#Кино

#Сюжеты

#Только на сайте

И не было лучше брата

07.04.2013 | Цуканова Любовь | № 12 (281) от 8 апреля 2013

Андрей Кончаловский и Никита Михалков — дети одних родителей — стали у руля двух соперничающих киноакадемий и двух противостоящих друг другу премий — «Ника» и «Золотой орел». Эта коллизия обнаружилась на 26-й церемонии «Ники». Во что это выльется для российского кино — узнавал The New Times
52_01.jpg
Андрей Кончаловский и Никита Михалков — братья и соперники

«Только не поддавайтесь соблазну, не пишите, что теперь все российское кино находится в руках семейства Михалковых», — уговаривал The New Times один из собеседников последних дней. Соблазн и правда легкий: с декабря 1997 года Союз кинематографистов России возглавляет Никита Михалков, он же стоит у истоков и фактически у руля Национальной академии кинематографических искусств и наук России и национальной премии «Золотой орел». Его единокровный брат Андрей (Андрон) Кончаловский 2 апреля был объявлен президентом параллельной Российской академии кинематографических искусств «Ника». Расколотое надвое кинематографическое сообщество теперь вполне можно изобразить в виде двуглавого орла с головами двух братьев Михалковых. Чем не сюжет для карикатуристов?

На разрыв

Однако как на гербе головы орла смотрят в разные стороны, так противоположны взгляды и устремления двух братьев-режиссеров. Это отмечают все, с кем пришлось разговаривать о последних событиях. Один из собеседников, пожелавший остаться неназванным (об отношениях Михалкова и Кончаловского все соглашались говорить только на условиях анонимности), сказал, что братья неблизки, почти не общаются. Кто-то заметил, что даже на фестиваль в Канны они летели хоть и в одном самолете, но совершенно отдельно друг от друга. «Никита слишком одиозен. Андрей от него дистанцируется, в недавней передаче на «Эхе Москвы», отвечая на вопрос о клане Михалковых, сказал: «Я отдельный человек». И идеологически он противоположен брату, он западник, хотя и никогда не был ни открытым врагом власти, ни радикалом. А избрание президентом «Ники» разведет его с Никитой еще больше». Другой добавляет: «Они стилистически абсолютно разные. Никита — феодал, почвенник, он демонстративно лоялен к власти и такой же лояльности требует от своего окружения. Андрей мыслит критически, интеллектуал, пишет книги. Там он, между прочим, все время оправдывает свой конформизм, у него всю жизнь «комплекс Тарковского» — не может не сравнивать свою жизнь с его судьбой». Но при всем различии братьев, напоминает еще один собеседник The New Times, «хочешь не хочешь, Кончаловский — член того же семейства, что и Михалков, который руководит «Золотым орлом» — альтернативной премией, а она, будучи учрежденной при высочайшей поддержке, подрезала крылья «Нике»: и сама не стала достаточно престижной, и «Нику» ослабила».

Поэтому в прогнозах на будущее развитие отношений между братьями и двумя академиями собеседники расходятся. Одни считают, что сближение вряд ли возможно, наоборот, опыт подсказывает, что родственники бывают самыми последовательными противниками. Другие не исключают, что начнется сближение: «Соберет их Владимир Владимирович и уговорит жить дружно». И некоторые видят в этом благо, потому что считают, что нынешний раскол киносообщества — не на пользу кинематографу. «Два киносоюза, две академии — ситуация ужасающая».

Андрей Кончаловский, в отличие от брата, выступает за вписывание российского кинематографа в мировой контекст, а не за изоляцию

Редкое единодушие

*Всего в Российской академии кинематографического искусства «Ника» состоит 620 человек.
За Андрея Кончаловского проголосовали 409 академиков из 430 принимавших участие в голосовании*. Такое единодушие академики проявили впервые. Единственным серьезным конкурентом ему был режиссер Вадим Абдрашитов, но на Кончаловского сработал его международный авторитет и связи с кинематографическим миром. «У Андрея Кончаловского связи с Голливудом, с Американской киноакадемией, это важно, — считает кинокритик Юрий Богомолов. — Президент киноакадемии — должность представительская. Придется взаимодействовать с властью. Но он человек дипломатичный, культурный».

Культуролог, редактор журнала «Искусство кино» Даниил Дондурей считает важным мотивом для поддержки кандидатуры Андрея Кончаловского то, что он «выступает за вписывание российского кинематографа в мировой контекст, а не за изоляцию. Это прямо противоположно тому, что говорит Михалков. На недавнем съезде «михалковского» Союза кинематографистов Михалков сказал ключевые слова: цель Союза — создать «атмосферу созидательного покоя». Ключевые слова Кончаловского на «Нике», которые он произнес в своей инаугурационной речи, — «европейские ценности». «Ощущение такое, — добавляет Даниил Дондурей, — что в ситуации марта 2013-го, когда проходило голосование, — альтернативы Кончаловскому не было. У него международный авторитет, у него звания, как и у брата. Конечно, нет таких отношений с властью, с Путиным, как у Никиты — его статус перешибить невозможно. Но у Кончаловского очень высокий статус в кинематографическом сообществе».

Умереть с достоинством

Однако в ответах на вопрос, как назначение Кончаловского может повлиять на судьбу «Ники» и — шире — российского кинематографа в целом, кинематографисты отвечают сдержанно. Одного из тех, кто стоял у истоков «Ники», — киноведа Андрея Плахова беспокоит то обстоятельство, что «Ника» стареет, не развивается, существует в каком-то искусственном пространстве, как будто бы отделенном от реальной жизни. «Сегодняшнее состояние кинематографа внушает много невеселых мыслей. Ну вот хотя бы, например, замечательный «Фауст» Александра Сокурова, который победил в номинации «Лучший фильм», по сути, был снят не в нормальной системе кинопроизводства, а благодаря тому, что его распорядился финансировать лично Путин. «Орда», тоже один из фаворитов «Ники» и вообще один из заметных фильмов прошлого года, снят по заказу «Православной энциклопедии», что, кстати говоря, пошло во вред фильму, нарушив его целостность. Потому что чувствуется борьба художественных интенций режиссера и требований заказчика. Поэтому я поддерживаю крик души Юрия Арабова, сценариста обоих этих фильмов, который, получая «Нику», сказал: хотелось бы, чтобы сама система кинопроизводства предполагала благоприятный режим для появления талантливых хороших вещей. А сегодня в кино мы этого не видим. И поэтому, когда награждаются даже действительно хорошие, достойные фильмы, нет ощущения радости. Праздник получается со слезами на глазах».

Еще резче отзывается о перспективах Даниил Дондурей. «В кино ничего не изменится, пока министр культуры встает при виде Никиты Сергеевича Михалкова, а Фондом поддержки кинематографа руководит молодой человек, который посажен туда для того, чтобы замминистра Демидов говорил ему, на что тратить средства из этого фонда. Сегодня 10 мейджоров — крупнейших продюсерских компаний — расходуют столько же денег, сколько 400 остальных кинокомпаний, которые получают деньги по конкурсу. Поэтому для кинематографа назначение Кончаловского ничего не изменит, «доступа к телу» у него в отличие от брата нет. Тогда зачем все это? Чтобы не погибнуть сразу и умереть с чувством собственного достоинства…»



Премию «Ника» за лучший фильм 2012 года получила экранизация «Фауста» Гёте (режиссер Александр Сокуров). «Фауст» также завоевал призы в номинациях: «Лучший сценарий» (Юрий Арабов), «Лучшая режиссерская работа» (Александр Сокуров), «Лучшая мужская роль» (Антон Адасинский).

Награда за лучшую мужскую роль досталась также Максиму Суханову (в исторической драме Андрея Прошкина «Орда»).

В категории «Лучшая женская роль» победила актриса Роза Хайруллина (ханша Тайдула в «Орде»).

Всего фильм «Орда» отмечен семью «Никами», в том числе за лучшую музыку, лучшие костюмы, лучшую работу оператора, художника и звукорежиссера.

Премии за лучшую мужскую роль второго плана посмертно удостоен актер Андрей Панин — за роль фронтовика Федора в фильме Александра Прошкина «Искупление».

Лауреатом премии за лучшую женскую роль второго плана стала Татьяна Друбич (одна из трех героинь фильма Ренаты Литвиновой «Последняя сказка Риты»).

Лучшим неигровым фильмом 2012 года назван «Антон тут рядом» Любови Аркус.

Картина Киры Муратовой «Вечное возвращение» отмечена статуэткой «Ника»-2013 в номинации «Лучший фильм стран СНГ и Балтии».




фотография: РИА Новости





×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики. Отключение cookie-файлов может привести к неполадкам в работе сайта.
Продолжая пользоваться сайтом без изменения настроек, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов.