#Реплики

#Только на сайте

Суд над Алексеем Навальным - суд над свободными людьми

07.04.2013 | Дзядко Филипп | № 12 (281) от 8 апреля 2013

4 апреля в прямом эфире программы «Дзядко-3» на телеканале «Дождь» Алексей Навальный заявил, что хочет быть президентом России.

К этой фразе — «Я хочу быть президентом России» — страна пришла спустя полтора года протестов и репрессий. Эти слова сказаны человеком, которого через две недели ждет суд, человеком, который знает, что ему дадут срок — либо условный, либо реальный, запретят заниматься любой политической деятельностью, может быть, посадят в тюрьму на годы. Человеком, за которым не стоят миллионы долларов, человеком, у которого нет административного ресурса, а весь информационный ресурс ограничен пространством интернета. И несмотря на все это, эти слова меняют политическую и общественную карту страны.

У этой фразы два адресата. Первый — власть, а именно Владимир Путин и его окружение, построенная ими система. Путин, который, по мнению Навального, считает себя его личным врагом и которого Навальный обещал однажды судить. Этому адресату Навальный сказал — вы заканчиваетесь, я вас не боюсь. То, что эти слова сказаны накануне суда, на котором его могут приговорить, делает их еще сильнее.

Второй адресат — а по важности первый — это общество. Те несколько десятков миллионов человек, которые ждут перемен и готовы быть их агентами. Пережив эйфорию «Болотных» и Сахарова, пережив страх и апатию, это «свободное общество» получило человека, который сказал — я готов стать объединителем агентов изменений, и я готов идти до конца. И хотя Навальный говорит о своих президентских амбициях не впервые, именно сейчас общество его услышало.

Нравится Навальный или не нравится, станете за него голосовать, когда доведется, или не станете — сегодня не важно. Сегодня важно, что на кировской скамье подсудимых будет не блогер-антикоррупционер, а публично заявленная альтернатива существующей власти. После 4 апреля Навальный стал синонимом страхов власти и синонимом надежд сторонников перемен.

Навальный говорит — они будут сажать тысячами. Навальный говорит — чем меньше людей выйдет на очередной митинг, тем больше людей посадят. Навальный говорит — власть перестанет арестовывать невинных людей и объявит досрочные выборы, если миллион человек выйдет на улицу.

Заявив «я готов быть президентом» и готов пойти против Путина, Навальный сказал — 17 апреля в городе Кирове начнется не суд над несимпатичным или симпатичным вам блогером. Это будет суд над агентами изменений, над всеми теми, кто хочет перемен в стране.

Даже регулярно читая о пытках в полиции и тюрьмах, даже зная о том, как здесь работают суды или как здесь устроены выборы, сложно принять бред зла и абсурд репрессии: мы живем в 2013 году, и голова отказывается воспринять окружающую средневековую действительность как реальность.

Но это так: кафкианские процессы происходят у тебя на улице, деньги воруют ежеминутно из твоего кармана, сажают не каких-то незнакомых людей, а тебя самого, и ты — именно ты — будешь следующим. Это так: суды над «узниками Болотной» касаются не только «узников Болотной». Это так: суд в городе Кирове касается не только Навального. Когда его осудят, в тюрьмы поедут тысячи случайных «сторонников нормальной жизни» — безотносительно их симпатий к Навальному и готовности за него голосовать на пока призрачных честных выборах.

Это надо принять как медицинский факт. И дальше действовать соразмерно своим убеждениям и представлениям о прекрасном. Уехать, спрятаться, переехать, поменять телефонную книжку, устроиться на автобазу и петь про черный пистолет. Или купить билет на поезд в Киров, встать в пикет у здания Верховного суда, выйти вместе с миллионом таких же «агентов изменений» 6 мая на площадь — сказать «это все касается отнюдь не только Навального», не только «узников Болотной». Потому что, чем меньше людей выйдет на очередной митинг, тем больше людей посадят.

Решить, за кого голосовать на выборах президента, — важно. Еще важнее — иметь возможность голосовать на честных выборах. Слова Навального меняют не политический контекст. Они меняют общественный климат.






×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.