Свобода слова.
Дорого.
Поддержи The New Times.

#Только на сайте

Налог на роскошь для самых честных

02.04.2013 | Чарочкина Виктория

Правительство РФ начало выполнять обещание президента о введении налога на роскошь: в Госдуму внесен законопроект о повышении транспортного налога на дорогие автомобили. Однако из всех возможных вариантов выбран именно тот, который оставляет множество лазеек для автовладельцев, желающих сэкономить.

О том, что вообще следует понимать под словом «роскошь», в России спорят давно. Например, «Справедливая Россия» в своем законопроекте, внесенном в Думу в мае прошлого года, предложила установить налог на все движимые и недвижимые предметы роскоши, включая яхты и самолеты. Владимир Путин в декабре 2012-го в своем послании Федеральному собранию, говоря о необходимости «облагать так называемое престижное, демонстративное потребление дополнительными налогами», упомянул уже только «элитную недвижимость и дорогие автомобили, пускай даже новые». Ну а правительство в своем проекте и вовсе ограничилось одними автомобилями (работа над налогом на элитное жилье, как уверяют в Белом доме, еще продолжается).

Согласно правительственному законопроекту, транспортный налог, ежегодно взимаемый с владельцев зарегистрированных транспортных средств, будет повышаться в зависимости от цены и возраста автомобиля. Владельцам легковых автомобилей стоимостью от 5 до 10 млн рублей придется платить в два раза больше при условии, что машине не больше 5 лет. Тройной коэффициент будет применяться при выплате транспортного налога на автомобили, за которые заплатили от 10 до 15 млн не больше 10 лет назад. Также в три раза больше, чем сейчас, придется платить обладателям автомобилей дороже 15 млн рублей в возрасте не старше 20 лет. Причем стоимость автомобиля будет определяться не производителями и дилерами, а Министерством промышленности и торговли: каждый год ведомство будет публиковать список марок дороже 5 млн рублей. «Взяв такую планку, все чиновничьи автомобили, которые стоят чуть меньше 5 миллионов рублей, таким образом вывели из-под действия нового закона», — отмечает координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов.

На первый взгляд простая схема осложняется тем, что сам транспортный налог не устраивает многих экспертов и простых автовладельцев ни своей сутью, ни легкостью, с которой можно от него уходить. Сейчас транспортный налог вычисляется по количеству лошадиных сил в автомобиле, а другие показатели в расчет не берутся. «Надо привязывать транспортный налог к количеству поездок и нагрузке на дороге. Кто больше ездит — тот больше и платит, это совершенно справедливо. К тому же этот вариант транспортного налога гораздо проще администрировать — вместо десятков миллионов автовладельцев надо иметь дело с тысячами автозаправок», — предлагает председатель «Движения автомобилистов России» Виктор Похмелкин. По его словам, любые манипуляции с транспортным налогом в нынешнем виде поддерживать нельзя, потому что схема его расчета неверна и неэффективна. «У нас транспортный налог — это такой «тришкин кафтан», который весь состоит из заплаток», — поддерживает это мнение Петр Шкуматов.

Способов же укрыться от транспортного налога, а соответственно, и от его повышения, существует очень много — от легальных до запрещенных. «Это и транзитные номера, и регистрация автомобиля в Дагестане или Чечне, где налог гораздо ниже, чем по России, и оформление автомобиля на человека, имеющего льготы на уплату транспортного налога. У нас очень много ветеранов войны, которые оказываются владельцами Bentley, Ferrari и Mazerati», — рассказывает Петр Шкуматов. В разных регионах льгота для ветеранов колеблется от обнуления транспортного налога до выплаты символической суммы, не превышающей тысячи рублей. 

Если искать бабушку или дедушку-ветерана, на которого можно оформить машину, затруднительно, можно прибегнуть и к более простым схемам. Так, в регионах установлены разные ставки транспортного налога — и по новому закону владеть дорогими автомобилями может оказаться выгоднее, например, в Магадане, а не в Москве. Проект «Справедливой России» устанавливал налог вне зависимости от места регистрации автомобиля — 3% от стоимости транспорта при его цене от 5 до 20 млн рублей. К примеру, при покупке BMW X5M (E70) стоимостью около 5,3 млн рублей (одного из популярных автомобилей в первой ценовой категории, предложенной новым законопроектом) его владельцу в Москве придется платить 166,5 тыс. рублей налога ежегодно. На первый взгляд эта сумма практически совпадает с налогом на роскошь, который предлагали эсеры: по их законопроекту, при тех же условиях пришлось бы заплатить 160 тыс. рублей. Однако этот налог остался бы прежним во всех уголках России. Новый же проект от правительства дает возможность отъехать от столицы на пару тысяч километров, зарегистрировать автомобиль в Дагестане, где ставка транспортного налога одна из самых низких, и платить уже 45 тыс. рублей — в три с лишним раза меньше. И если раньше такая поездка могла не стоить затраченных усилий, то повышение транспортного налога по новому закону повышает вероятность использования этой схемы.

Кстати, по данным экспертов, около 50% владельцев автомобилей, а в Москве — две трети вообще не платят налог. «То, что чиновники сделали, работать не будет, все это для галочки. Налог на роскошь как понятие по-прежнему отсутствует, а транспортный налог остается несовершенным», — резюмирует Петр Шкуматов.





Фотография: ИТАР-ТАСС






×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики. Отключение cookie-файлов может привести к неполадкам в работе сайта.
Продолжая пользоваться сайтом без изменения настроек, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов.