Несмотря на многотысячные протесты, президент Венгрии Янош Адер заявил, что подпишет третье по счету изменение в Конституцию страны. И это очень плохие новости

Европа не устает критиковать венгерского премьер-министра Виктора Орбана за выстраивание системы, идущей вразрез с демократическими ценностями. Полностью подчиняющаяся Орбану правая партия «Фидес» обладает конституционным большинством в парламенте и принимает нужные Орбану законы, послушное Орбану правительство воплощает их в жизнь, в стране осталась только одна ветвь власти — судебная, которая пока пытается сопротивляться. Пока. 

Принятая «Фидесом» и вступившая в силу 1 января 2012 года новая Конституция Венгрии еще год назад вызвала волну протестов: и из-за того, что не было референдума, и из-за своего крайне консервативного характера — в ее положениях можно было найти и запрет на аборты, и ущемление прав сексуальных меньшинств. Но Орбан был непоколебим. «Она увековечена в граните», — гордо заявлял премьер. Гранит, однако, оказался резиновым: за год текст поменяли уже в третий раз. 

Причина для изменений, в общем, одна, и зовется она — Конституционный суд. Такое впечатление, что каждый раз, когда суд признает законы подвластного Орбану парламента неконституционными, Орбан меняет Конституцию. К примеру, парламент запретил гражданам быть бездомными, решив, что это преступление должно караться штрафом. Конституционный суд отверг этот закон, но… сюрприз — согласно переработанному варианту Конституции такой закон вполне можно принять.

Резкую критику вызывает де-факто обратное действие конституционных поправок, объявляющих вне закона уже принятые в соответствии со старой Конституцией вердикты. Так, например, в Конституции Венгрии написано, что жизнь человека начинается с момента зачатия. Противники абортов тут же заговорили об их запрете, но Конституционный суд был однозначен: аборты запрещать не нужно. В соответствии с новыми поправками этот вердикт необходимо будет пересмотреть — ожидается, что он будет более жестким.

Шаг за шагом премьер Орбан отнимает все больше полномочий у своего главного и единственного противника — Конституционного суда, а Будапешт, член Евросоюза и НАТО, кажется, все больше перенимает стиль правления своего восточного соседа — России. Похоже, что гранитным в Венгрии скоро останется только одно — реакционный режим самого Орбана, для которого и разделение властей, и демократия — понятия растяжимые. Как резина.




×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.