Свобода слова.
Дорого.
Поддержи The New Times.

#Мнение

Apologia pro vita mea-2

07.05.2013 | Заякин Андрей, университет Сантьяго-де-Компостела (Испания) | № 8 (277) от 11 марта 2013

Физик-теоретик, специалист в области квантовой хромодинамики и охотник за коррупционерами, известный в интернете как Доктор Z, в своей второй колонке для The New Times спорит с единоверцами о том, почему можно и нужно общаться с теми, чьи взгляды порой чужды

Apologia pro vita mea - объяснение моей жизни(лат.)


Мои православные собратья после моего выхода из тени спрашивают меня: почему ты считаешь для себя приемлемым общаться со всеми этими персонажами, когда они такие ужасные, — далее следует более или менее расплывчатый список мнимых или действительных прегрешений и пороков, приписанных более или менее определенному кругу людей, которые сами себя относят к протестному движению.

Именно об этой ситуации апостол Павел пишет свое замечательное: «…иначе надлежало бы вам выйти из мира» (1 Кор. 5:10). Рав Шауль ха-Тарси здесь обсуждает вопрос: как относиться верующему человеку к тому, что окружающее его общество не разделяет его религиозных убеждений и не следует религиозно мотивированным нравственным нормам? Следует ли полностью прервать контакты с «неправильными» людьми? И парадоксальный ответ: нет, оказывается, можно и нужно с ними общаться в мирской области. Да, существует некая достаточно закрытая сфера жизни религиозной общины, где действует свой внутренний регламент: «…я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею…»

Вот и пусть те из моих друзей, кто пеняет мне, что я-де общаюсь с защитниками известной вокально-инструментальной группы хулиганок без голоса, слуха и чувства поэтического слова и прочими «либералами» (слово это употребляется обычно столь бездумно, что превращается в пустую побрякушку — или, что еще хуже, становится бэконовским «идолом площади»), посмотрят на свое окружение, состоящее из верующих (я так полагаю) людей: применяют ли они к братьям то правило, которое хотят, чтобы я применил ко всему внешнему миру. Перестали ли они приглашать в гости тех, кто ругается матом («злоречивых»)? Не принимают ли они пожертвований на храмы от явных коррупционеров («лихоимцев»), увешанных церковными орденами? Про пьяниц я вообще молчу.


Иоанн Златоуст дает такое удивительное толкование слов Павла об «ангеле сатаны», мучавшем его: «Ангелами же сатаны он называет не каких-либо демонов, а людей, служащих дьяволу», в числе которых он называет и тиранов

Продолжая тему «выхода из мира», замечу, что другой вариант передачи этой идиомы — «надлежало бы вам умереть». Пока я жив, я дышу одним и тем же воздухом и хожу по одной и той же земле с самыми разными людьми. При всем желании я не мог бы отказаться от общения с теми, кто не только согласно чьим-то параноидальным обвинениям, но и по моим собственным убеждениям, являются людьми дурными.

Иоанн Златоуст в De statuis 1,4 дает такое удивительное толкование слов Павла об «ангеле сатаны» (2 Кор. 12:7), мучавшем его: «Ангелами же сатаны он называет не каких-либо демонов, а людей, служащих дьяволу», в числе которых он называет и тиранов. К этим персонажам вполне может быть отнесена дискуссия из пятой главы Первого послания апостола Павла, рассмотренная выше. Да, некоторые люди настолько отвратительны — например, тираны, что их, по слову доктора Церкви, можно вполне назвать ангелами сатаны. Однако это не есть религиозно мотивированное основание для того, чтобы не подавать им руки, не есть с ними один и тот же хлеб, не ходить по одной и той же земле, не дышать одним и тем же воздухом.






фотография: Ольга Осипова/The New Times





×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики. Отключение cookie-файлов может привести к неполадкам в работе сайта.
Продолжая пользоваться сайтом без изменения настроек, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов.