За что Сталин в ответе

08.03.2013 | Дмитрий Зимин

Наша страна вчистую проиграла ХХ век и развалилась. Инициаторами развала СССР были, между прочим, прибалтийские республики, оккупированные Сталиным по договоренности с Гитлером в 1939–1940 годах. Развал произошел по историческим меркам вскоре, если не сказать мгновенно после Великой обеды. В результате этой победы, достигнутой неимоверно дорогой ценой, создан ненадолго Восточный (Варшавский) блок, почти все участники которого считают теперь победителя оккупантом, как и Гитлера. Благодарность Сталину могут испытывать  немцы, которых Сталин ценой множества жизней наших солдат спас от ядерных бомбардировок.

Несет Сталин долю ответственности за приход Гитлера к власти: объявление  злейшими врагами социал-демократов, жестокость раскулачивания, широко описанная фашистской (и не только) прессой, что привлекло в союзники Гитлера широкие слои немецкого крестьянства  и обеспечило ему победу на выборах в  начале 1930-х, экономическое и военное сотрудничество с Гитлером, поздравления по случаю взятия Парижа, Варшавы,  объявление агрессором в Европе  Англии. Из выступления Молотова на сессии Верховного Совета СССР в 1940 году: «Можно соглашаться или не соглашаться с идеологией национал-социализма, но ясно, что как и с любой идеологией, с ней нельзя бороться силой оружия».
 
«Война выиграна, – писал Черчилль в конце 1941 года, после вступления США в войну. – Осталось просто правильно применить подавляющие силы». Общие человеческие и промышленные ресурсы союзников превышали германские вчетверо. ( Из  книги Бориса Тененнбаума «Великий Черчилль»). Существует мнение, что Германия была бы разгромлена и в случае разгрома СССР, что в начале войны представлялось вероятным.
 
Индустриализация. Проведённая ценой неимоверных жертв (только  коллективизацией было загублено больше лучших людей деревни, чем потеряла Германия на всех фронтах  Второй мировой войны), она сводилась к закупке на Западе  технологий и целых заводов. Эти технологии и построенные на костях заводы в исторически короткий срок безнадежно устарели. В стране душились все условия, при которых могли развиваться творчество, частные (а какие еще?) инновации. Уже  к концу 1960-х годов значительная часть наших инженеров, глядя на японскую бытовую электронику в журналах или «Берёзке», говаривала: «мы отстали навсегда». Были и неудачные попытки копировать японскую бытовую технику (например, видеомагнитофон ВМ-12). В тему и цитата из «Долгое время» Гайдара: «Ко второй половине 80-х годов наша страна вышла на самые передовые позиции в мире по объемам производства низкокачественной техники. Отставая от США по производству зерна в 1,4 раза, мы опередили их по выпуску тракторов в 6,4 раза, по зерноуборочным комбайнам в 16 (!) раз. Чтобы произвести столько зерноуборочных комбайнов, сколько их стояло в наших хозяйствах на ремонте в 1987 году, американской промышленности пришлось бы работать 70 лет. Это была экономика планового абсурда, которая не лопнуть не могла». Добавим, что это следствие не только планового абсурда, но и научно-технической отсталости. Впрочем, все это стороны одной медали – сталинизма.
 
Существующие сейчас в стране демографические и, видимо, генетические проблемы, во многом – следствия преступлений Сталина.

Наши научно-технические достижения были в основном не столько научными, принципиально прорывными, сколько военно-техническими, догоняющими. Мобилизационными усилиями временами удавалось вырваться в лидеры, но ненадолго и  ценой нищеты страны, особенно позорной на фоне уровня жизни в побежденных странах.






×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.