В Сахаровском центре 1-3 марта состоится трехдневная театральная постановка, посвященная истории противостояния художников и православных активистов. Художественный руководитель проекта швейцарский режиссер Мило Рау рассказал The New Times о цели спектакля
Это довольно старая форма, рассказал Мило Рау The New Times. Но благодаря такому формату я достигаю наиболее открытого спора, максимальной силы аргументов со стороны людей, стоящих на принципиально разных позициях. Этот формат помог мне собрать очень разных людей в одном помещении, например, Максима Шевченко и Катю Самуцевич. Участники событий просто дискутируют, отвечают на острые вопросы. И за счет этого у зрителя возникает объемное видение ситуации. У нас полностью соблюден баланс сил: выступают художники, эксперты и активисты, придерживающиеся противоположных взглядов.
Что за картинкой
Можно ли сказать, что это чистая импровизация?
Да, ведь мы не привлекали актеров, по форме это реальный судебный процесс. У нас была одна-единственная репетиция, а сценария и вовсе нет. Я просто составил план, какой свидетель и когда будет допрошен. Так что для меня, как и для зрителей, все происходящее тоже было во многом неожиданно. В этом проекте я постарался дать участникам сыграть самих себя. То есть предоставил им ту форму, которая довольно распространена в современном российском обществе — форму суда. А герои сами наполнили ее содержанием.
Почему вас привлекла тема религии и ее роли в нашем обществе?
Есть довольно много связанных с этой темой проблем, которые меня интересуют в первую очередь, — это искусство, менталитет общества, пределы свободы слова. Мне интересно, какие изменения происходят в современном европейском обществе — а сейчас довольно остро стоит проблема религии, увеличивается роль старых традиций. Это особенно ярко и наглядно можно увидеть в России. Все три судебных процесса вызвали очень бурную реакцию в средствах массовой информации, в обществе. Я знал об этих процессах, много читал о них и смотрел фотографии. Но мне стали интересны причины происходящего — что стоит за картинкой, какие силы вступают в спор.
Когда вы задумали эту акцию?
В 2011 году, примерно за год до выступления девушек из панк-группы Pussy Riot в храме. Их поступок сначала очень развеселил меня, и я был уверен, что он останется без последствий. Но эти действия вдруг привлекли внимание полиции. И я начал спрашивать себя, почему такая, казалось бы, небольшая акция имеет настолько невероятные последствия. И насколько это можно объяснить современным состоянием российского общества. Позднее я, разумеется, решил включить в свою пьесу и этот судебный процесс.
Художники и политика
Как, по-вашему, связаны все эти три судебных процесса?
То, что произошло в 2003 году, во многом было шоком. Ведь тогда для всех было очевидно, что художник имеет полную свободу творчества. К тому же это все казалось довольно странной историей: выставка «Осторожно, религия!» собрала совсем немного посетителей, но привлекла внимание религиозной общественности и полиции. Проект «Запретное искусство» уже был отчасти политизированным и способствовал переходу дискуссии о религии на принципиально новый уровень. И третья ступень — акция панк-группы Pussy Riot — просто насквозь политизированное действие.
То есть дискуссия за это время превратилась из общественной в политическую?
Все три события — это российская десятилетняя история, постепенное нарастание конфронтации. Десять лет назад мало кому был интересен проект «Осторожно, религия!», а теперь выступление Pussy Riot уже всех сильно взволновало и заставило задуматься. Конечно, сначала это был конфликт между художниками и православными активистами. А затем, как мы видим, все переросло в политический конфликт.
И вы хотели показать, как произошло превращение?
Я ставил перед собой две цели. Во-первых, мне хотелось просто записать голоса участников и со временем сделать этот проект в форме видеоинсталляции. А во-вторых, мне было важно собрать вместе художников и православных активистов, громивших выставки, и создать некоторую напряженность, увидеть качественно иной уровень спора между ними.
Цель дискуссии
Как лично вы относитесь ко всем трем событиям?
В каждом обществе есть свои табу. Сейчас ситуация с религией в России сложнейшая, это превратилось в проблему. Я думаю, что со временем все изменится. Иногда доводы православных звучат для меня неубедительно. Они говорят — «вы оскорбляете наши чувства», хотя за этим может стоять довольно много других вещей, в том числе и политических. И это я тоже раскрываю перед зрителем. Ведь дело еще и в том, что искусство всегда провокационно, оно должно затрагивать чувства. За этим стоит целая история, это важно и нужно обсуждать. Вот главная и реальная цель дискуссии.
Пытаетесь ли вы сохранить объективность?
Мне, как иностранцу, гораздо легче представить всю ситуацию довольно непредвзято. Я уверен, что такой тип проектов должны делать люди со стороны. Конечно, я должен сохранять максимальную объективность. Это моя роль в представлении, ведь я не пытаюсь менять реальность, я ее показываю.
Tweet