#Только на сайте

«Я подумал: у меня с похмелья галлюцинации, свет был нереальный»

18.02.2013 | Попова Елена

Челябинск после метеорита
4el.jpg

Хлопок, и потолок в магазине рухнул, в клубах пыли и штукатурки никто не кричит, все замерли. Я быстро отхожу от шока – спасибо урокам гражданской обороны в советской школе и «военке» на журфаке Уральского университета. Здание перестало трясти, значит, нужно продвигаться к выходу прямо через груды искореженных конструкций и панелей подвесного потолка. Многие покупатели в магазине сняли верхнюю одежду, выбежали на мороз без курток и шапок. Главный удар пришелся на кассиров – они сидели как раз под обрушившейся частью. На улице осматривать друг друга некогда, никто не стонет, крови нет, значит, обошлось – все внимание на небо, а там – белый клубящийся след и эхо взрывов. Мужчины одну за другой выдвигают версии: бомбардировщик «Сушка» взорвался, ракета аннигилировалась, еще какие-то дикие варианты, впрочем, на Урале, где военных заводов – как детских садов, ни один из них не кажется невероятным. Только про метеорит никто не подумал. Охранник снимает на телефон рыхлый след в небе и рассказывает о яркой вспышке: «Я подумал, у меня с похмелья галлюцинации, свет был нереальный», – смеётся он.

Птицы летят

Сразу вспоминаешь уроки астрономии в школе. Учебники говорили, что метеориты, болиды, сгорают в атмосфере Земли – значит, не исключено, что это и было космическое тело. Газеты скажут потом, что было 9 взрывов, но сразу подсчитать их было невозможно – казалось только, что их много и что взрывалось именно там, где находишься. «Было такое ощущение, что сзади в меня врезалась машина»; «Хлопок, и выскочил из автомобиля, черт, кажется, все колеса пробило», – рассказывают возбуждённые водители, добавляя, что перед взрывами их ослепило и обдало ярким жаром. Прохожим же обожгло лица и руки, так что кожа покраснела. Дозвониться до близких невозможно, сети перегружены. Прихватив на борт своей «пятнашки» какую-то пожилую даму из магазина, еду с окраины Тракторозаводского района в центр города: там дети и туда улетело нечто, что взорвалось. Женщина на удивление спокойна: «Все будет хорошо», – повторяет она.

Паники в городе нет, машины двигаются по проспекту им. Ленина обычным плотным потоком. Вот только у всех в руках мобильные телефоны, по которым никуда не дозвониться. На площади Революции в центре Челябинска группа полицейских стоит рядом с припаркованными прямо на автобусной остановке общественного транспорта машинами: значит, тоже не знают, что произошло.
Наконец, дочь прорвалась по мобильному: ее французскую группу в Педуниверсистете распустили. Кричу: «Стой на месте, я тебя сейчас подберу». Едем вместе на работу к сыну, он присылает смс: «Ракета»,  ещё через 10 минут: «Метеорит». Думаю, что все факты говорят в пользу второй версии.

Из офисных зданий народ выходит группами: начинают распускать по домам. Когда добираюсь до интернета, никаких комментариев от властных структур или МЧС нет. Город полнится слухами. Как потом рассказывают знакомые, например, сотрудники областного суда сразу надели какие-то специальные защитные маски, местных ФСБшников собрали и посоветовали заклеить окна крест-накрест, запастись бутилированной водой и не выходить из дома, а также предупредили, что через два часа ожидаются новые взрывы.

На местных новостных сайтах появилась не подтвердившаяся позже версия, о том, что «объект» упал в городской бор. А вот что Цинковый завод горит, оказалось правдой: в стену одного из цехов попал осколок, разрушения серьезные, клубы дыма в ТВ камерах зловеще-черные, вот только об осколке молчок. Рабочие, оказавшиеся рядом с местом взрыва-падения этого «нечто», даже спустя несколько дней ходят контуженные.

Ясно одно – народ непуганый, а еще и правила ГО забыл напрочь. Рассказывают про воспитательницу в садике, что позвала детей к окну – посмотреть на яркую вспышку, а в этот момент до земли дошел звук взрыва и на детей посыпались стекла. СМИ пишут, что людей эвакуировали, на самом деле просто отпустили по домам без особых напутствий. Возможно, что где-то и была настоящая эвакуация, но в основном все проходило как-то вяло, чувствовались растерянность и недостаток информации. Кто-то, пытался использовать знания, полученные на уроках ОБЖ – одна знакомая приказала мужу ехать туда, куда летят птицы. Птицы, благо, летели в сторону их дома.

Только один из местных ТВ каналов часа через два после взрывов пустил бегущую строку с рекомендацией не выходить без надобности на улицу. На фоне обычных передач и фильмов смотрелось это дико. В 18:00 на улицах города машин практически не было – народ запасался пивом, вставлял окна и подметал мусор, высыпавшийся от взрывной волны из вентиляционных шахт.

Без стекла


Весь день после взрыва в небе над Челябинском – другие объекты, на этот раз рукотворные: самолеты летают то по одиночке, то четверками встык, иногда барражирует вертолет. Говорят, что искали осколки, но так ничего и не нашли. Один якобы упал в озеро Чебаркуль, но так увяз в иле, что возможности вытащить его нет.

Цены на стекла взлетели с 250 руб. до 400 руб. за кв.м. Клиника «Лотос», принадлежащая местному предпринимателю Вайнштейну, разослала смс о платных услугах своего травмпнукта. Это как раз в то время, когда, по свидетельству фельдшера одной из челябинских «скорых», пол приемного покоя в муниципальной больнице был липким от крови. В больницы людей везли не только на каретах скорой помощи, многие приходили и приезжали самостоятельно. Фельдшера поразил мужчина, дошедший до больницы, прижимая к лицу окровавленное полотенце – все оно было утыкано стеклянными занозами. Впрочем, платную клинику вовремя одернули, теперь на сайте висит объявление о бесплатной работе травмпнукта.

«…глава (Копейска, - пригорода Челябинска – The New Times) распорядился остеклить евроокнами там, где их нет... Деньги выделят из бюджета... Хорошо ему - ведь у него завод по евроокнам», – пишет в своем блоге политолог Александр Подопригора.
 
В субботу, 16 февраля, власти все-таки опомнились после шока, в интернете появились сообщения о работе кризисного центра. В администрации Челябинска заработал телефон, по которому можно нажаловаться на управляющую компанию, если она требует деньги за замену окон. В воскресенье, 17 февраля, дозвониться на горячую линию удается со второго раза. Оператор объясняет, что принимает заявки на остекление окон и помогает с обращениями в управляющие компании. Бесплатное остекление положено только для выбитых взрывом стекол в квартирах – балконы и лоджии не в счет.
«Стекла в городе мало, – суммирует оператор, – У нас 361 социальный объект пострадал». На вопрос, как люди до сих пор живут без стекол, отвечает, что многие закрыли оконные проемы пленкой.
Что в остатке? Каких-либо компенсаций, кроме как стеклом, жителям города ждать не приходится, моральная сторона вопроса вообще никого не волнует. А тем временем, многие просто не верят в рассказы про метеорит, говорят, что прошло испытание секретного оружия, а реальные показания радиационного фона скрываются. В качестве доказательств утверждают, что солнце светит как-то слишком ярко, и птицы куда-то подевались – не слышно радостного чириканья за окном. Сегодня выходной, на небе ни облачка, ветра нет, поэтому над городом стоит жуткий смог. Красный, белый, серый дым зловеще висит в морозной синеве. Особо напуганные граждане уже выдвигают версии о специально распыляемых реагентах, которые приведут радиационный фон в норму. «Власть не владеет ни информацией, ни ситуацией и ничего толком  не может объяснить людям. И ей не верят», – резюмирует в своем блоге Александр Подопригора.



×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.