Свобода слова.
Дорого.
Поддержи The New Times.

#Реплики

«Книга Айлисли стала спасительной соломинкой для бакинской власти»

17.02.2013 | Арастун Оруджлу, политолог, лидер оппозиционного движения «Азербайджан-2013» | № 5 (274) от 18 февраля 2013 года

14 февраля главы основных религиозных общин Азербайджана совместно осудили роман писателя Акрама Айлисли «Каменные сны» как «оскорбительный для азербайджанского народа и его национально-духовных ценностей». Кампания травли 75-летнего писателя, начатая две недели назад лишением его персональной президентской пенсии, достигла пика

Книга, которую ее непримиримые критики в Азербайджане сочли «откровенно проармянской», сразу же оказалась в эпицентре общественно-политических дискуссий, а отнюдь не литературоведческих. То, что многие хулители романа, затрагивающего хрупкие аспекты взаимоотношений армян и азербайджанцев, да еще сквозь призму исторических событий, даже не удосужились ее прочесть — видно невооруженным глазом. Политика и демагогия в острых дискуссиях тут же затмили литературу. А начинать следовало бы именно с литературы.

Свобода самовыражения закреплена в Конституции Азербайджана. Однако роман на самом деле местами просто шокирует — прежде всего передергиванием и искажением фактов. Вот Айлисли рассказывает об армянской женщине, которую азербайджанки во время погрома сожгли живьем, облив бензином. Или об армянах, которых безнаказанно убивали, чтобы овладеть их жильем. Автор этих строк подробно изучал трагические страницы недавней истории: подробности погромов в Сумгаите, материалы судебных процессов, многое другое. Ни одного случая участия азербайджанских женщин в погромах не зафиксировано. Как и ни одного случая убийств ради отъема жилья. Неловко становится и от постоянного использования Айлисли термина «еразы» (у этого слова есть российский аналог — «чурки») применительно к азербайджанским беженцам из Армении.

И вот вопрос: зачем, если ты честный художник, сыпать соль на больную рану? Зачем собственноручно готовить взрывоопасную смесь? Ты хочешь помирить два народа? Но ведь ясно же, что примирения не будет, если во всех бедах и грехах ты обвиняешь только одну сторону.

Однако в скандале вокруг книги Айлисли важна не столько сама книга, сколько реакция на нее. Когда глава пропрезидентской партии (Хафиз Гаджиев, лидер партии «Современный Мусават». — The New Times) объявляет общенациональный молодежный конкурс, кто первым отрежет Айлисли ухо — тут же возникает вопрос: а чего еще ждать от такой «партии власти» и самой власти? И как быть с демократическими свободами у нас в стране? Особенно после недавних событий в городе Исмаиллы, где были жестко подавлены выступления против коррупции и мздоимства во властных структурах, и после недавнего ареста оппозиционеров Ильгара Мамедова и Тофика Ягублу. Другой вопрос: случайны ли все эти бесконечные заявления с осуждением, пресс-конференции и т.д., или власть всеми силами пытается надолго переключить внимание общества с действительно больных вопросов на отдельно взятую книгу? Роман Айлисли стал спасительной соломинкой для президента Алиева и его окружения. Осенью в стране — президентские выборы. Власть на фоне социальных протестов в регионах и внутренних распрей чувствует себя все менее уверенно. А тут появился удобный повод «сплотить вокруг себя» недовольное население, которым она с удовольствием воспользовалась...



×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики. Отключение cookie-файлов может привести к неполадкам в работе сайта.
Продолжая пользоваться сайтом без изменения настроек, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов.