Кадры из фильма «Мои звезды прекрасны»В кино, политике, журналистике — особенно после гибели принцессы Дианы — торжествует лицемерное мнение на тему «талантов и поклонников»: будто бы звезды только и делают, что страдают от публичности. В Калифорнии в 2005-м Арнольд Шварценеггер принял закон против папарацци, запрещающий публиковать снимки, сделанные вопреки воле звезд. Если кино или СМИ заводят теперь речь о фанатах, то исключительно о маньяках. Если говорят о фотографах, то только о циничных негодяях (Мэл Гибсон спродюсировал, например, фильм «Папарацци» про «убийц с длиннофокусными объективами»).
При этом все закрывают глаза на очевидное: звезды, поклонники, желтая пресса и папарацци — колесики и винтики единой машины шоу-бизнеса. Знаменитости заинтересованы в том, чтобы ворошили их грязное белье. Не будь папарацци, скандальных фото и безумных фанатов, интерес к звездам поугас бы, фильмы не собирали бы десятки миллионов долларов, а актеры не осмеливались бы требовать баснословные гонорары.
В картине «Мои звезды прекрасны» Катрин Денев и Эммануэль Беар изображают почти самих себя — кинодив, которых во время очередных съемок допекает назойливый поклонник, осмеливающийся влиять на их творческие предпочтения. Но это фильм-обманка. В итоге именно звезды, объединившись для жестокой мести, доведут фаната до материальной катастрофы и психического коллапса, невзирая на то, что его тайное вмешательство в их жизни привело к положительным результатам.
Режиссера Летицию Коломбани, несмотря на молодость, уже можно назвать мастером фильмов-обманок. Она сделала выходивший у нас триллер «Любит не любит» с Одри Тоту в главной роли. До середины он выглядел «Амели № 2», обыгрывая зрительскую веру в позитивный имидж актрисы. Но постепенно выяснялось, что эта новая якобы Амели — натуральная маньячка, которая придумала себе роман с мужчиной, вообще ее не знавшим, и начала изничтожать его семью. Фильм «Любит не любит» демонстрировал случай «амелизма» (читай — маниакального жизнетворчества), доведенного до беспредела. Кинодивы из «Мои звезды прекрасны» тоже те еще маньячки.
Режиссер фильма «Мои звезды прекрасны» Летиция Коломбани: «Катрин Денев не стала моей подругой. Но это и хорошо»
Можно ли сказать, что отношения «звезды — поклонники» — это сегодня не союз, а противостояние? И что вы отнюдь не на стороне звезд?
Я сочувствую поклоннику из своей картины уже потому, что меня интересуют люди, обитающие в воображаемом мире, одержимые навязчивыми идеями. Этот человек вообще не живет своей жизнью — он живет только интересами любимых актрис-идолов. Потому устраивается на непрестижную работу уборщиком в актерское агентство, чтобы иметь доступ в кабинеты, где распределяются роли, и возможность подложить фотографию своего кумира на выигрышное место на рабочем столе. По той же причине он иногда звонит в студию якобы от имени своей любимой актрисы и отменяет прослушивание для фильма, который кажется ему неудачным.
Вы согласны с тем, что когда звезды поносят папарацци и поклонников, в этом есть большая доля лицемерия? Разве они не понимают, что являются звеньями общей коммерческой системы?
Так-то оно так, но ситуация, когда поклонник переходит границы, когда он ходит за тобой по пятам и пытается втиснуться в твою жизнь, бывает очень неприятной. Я была свидетелем, как один обожатель преследовал Одри Тоту во время съемок моего фильма «Любит не любит». Парадокс был в том, что эта картина тоже о бесцеремонном вмешательстве в чужую жизнь, и там в нее вмешивалась именно героиня Тоту. Часть звездной психологии — высокомерие по отношению к молодым режиссерам. Каково вам, молодому кинематографисту и вдобавок женщине, работать с женщинами-суперзвездами? У вас возникали проблемы с Катрин Денев?
Нет, взаимодействовать с Катрин было комфортно. Она профессионал и во время съемок думает лишь о работе. У меня с ней не возникло дружбы — она человек закрытый. Отношения остались сугубо профессиональными. Но это и хорошо.
Нет, взаимодействовать с Катрин было комфортно. Она профессионал и во время съемок думает лишь о работе. У меня с ней не возникло дружбы — она человек закрытый. Отношения остались сугубо профессиональными. Но это и хорошо.
В своем новом фильме вы показываете, что во время съемок звезды ведут себя стервозно даже по отношению друг к другу...
Когда актрисы встречаются на съемочной площадке, между ними, естественно, возникает соперничество. Я хотела показать, что такое соперничество особенно болезненно, когда к признанным дивам — таким, как Беар и Денев в реальности, — добавляется актриса молодая. Дивы желают поставить ее на место и в то же время лишний раз понимают, что их звездное время начинает уходить.
Смущает мораль картины — такая утешающая социалистическая идея: знаменитости способны-таки найти общий язык с поклонником, все профессии равны, богема может не чураться мусорщика и говорить с ним на одном языке. Все это как-то сомнительно.
А я не утверждаю в фильме, что они стали такими уж друзьями, что звезды будут общаться с поклонником-мусорщиком и впредь. Просто дивы в какой-то момент поняли, что зашли слишком далеко и почти сломали жизнь одинокому несчастному человеку. В целом — да, не только звезд могут достать. Они могут достать и сами.