#Только на сайте

#Мир

Отлучение от трибуны

07.02.2013 | Гагиева Мадина, Тбилиси

В Грузии обостряется противостояние двух политических лагерей
TASS_4107853.jpg

Михаил Саакашвили больше не выступит в законодательном органе страны в  нынешней президентской должности.
7 февраля правящее парламентское большинство в результате многочасовых консультаций и дебатов приняло решение отменить запланированное на пятницу  выступление президента перед депутатами с ежегодным отчетом. Другого выступления Саакашвили не планировалось вплоть до очередных президентских выборов, намеченных на осень 2013 года.

В новейшей истории страны не было случая, чтобы депутаты отказывались принимать президента. Ежегодное выступление главы государства в парламенте  уже успело стать традицией, начало  которой положил, кстати, отнюдь не Саакашвили…

Впрочем, спикер парламента Давид Усупашвили пообещал, что Саакашвили все-таки дадут возможность воспользоваться его конституционным правом. Но только после того, как депутаты утвердят нужные «большинству» конституционные поправки, смысл которых сводится к урезанию президентских полномочий.

Протест

В перешедшем в оппозицию «Едином национальном движении» решение «Грузинской мечты» никого не удивило. Лидер парламентского меньшинства Давид Бакрадзе лишь отметил, что президент готов и к выступлению, и к участию в политических дебатах.

По большому счету демарш правящего большинства действительно был ожидаемым. Первый тревожный звоночек для Саакашвили прозвенел еще позавчера — во время пресс-конференции Бидзины Иванишвили, на которой тот подводил итог первым 100 дням своего премьерства. О том, что удалось, а что не удалось сделать г-н Иванишвили «отчитался» быстро, в течение первых 15-20 минут, уделив львиную долю остального времени резкой критике своих оппонентов. И как бы между делом премьер сообщил – ни он, ни члены его кабинета не будут присутствовать на выступлении президента в парламенте: «Мы не поедем в Кутаиси лишь для того, чтобы послушать новую ложь Саакашвили». Премьер, со своей стороны, готов к полемике с президентом, но «только тогда, когда тот  «сменит взгляды  и сможет нормально оппонировать». Впрочем,  как бы там ни было, «Грузинская мечта» признает Михаила Саакашвили президентом страны, потому что только так можно «сохранить лицо государства», добавил Иванишвили.
 
Сохранится ли лицо государства на фоне открытого противостояния двух первых государственных лиц – большой вопрос. А вот то, что сохранять еще неокрепшие традиции грузинского парламентаризма «Грузинская мечта» и не думает – уже абсолютно ясно.   

Конституционный бартер


А теперь вернемся к поправкам в Конституцию — тем самым, ради которых «Грузинская мечта» и перенесла — во всяком случае, на словах – выступление Саакашвили. Именно они лежат в корне противоречий между правящим большинством и пропрезидентским меньшинством.

«Грузинская мечта» хочет, проведя поправки уже до конца этой недели,  сузить полномочия президента. Да, за президентом будет оставлено право на роспуск парламента в любое время, в том числе в течение первых шести месяцев после парламентских выборов и за полгода до истечения президентских полномочий президента (в нынешней редакции Основного закона это запрещено. – The New Times). Однако глава государства не сможет отправлять правительство в отставку без согласия парламента. Не сможет он и сохранять назначенный им самим кабинет министров, если те не будут утверждены парламентом.

Меньшинство выступает резко против конституционных инициатив «Грузинской мечты» и выдвинуло встречные инициативы, предложив зафиксировать в Конституции неизменность европейского курса Грузии (вступление в НАТО и Евросоюз), ее «деоккупации» и «непризнания оккупированных территорий» (Абхазии и Южной Осетии). Кроме того, «Грузия должна отказаться от членства в СНГ, как и любых организациях, пребывание в которых создает угрозу ее суверенитету». По словам лидера парламентского меньшинства Давида Бакрадзе, если «мечтатели» внесут эти тезисы  в новый проект, «националы» гарантированно проголосуют за поправки в целом. Одним словом, конституционный бартер…
   
Однако такой обмен «Грузинскую мечту» не устроил. Бидзина Иванишвили на пресс-конференции четко дал понять, что никаких уступок  не будет: «Заявление Бакрадзе я бы назвал бездарным. Мы не будем торговаться с меньшинством по этой теме. Нам не нужна их помощь. У «националов» есть возможность пересмотреть собственные позиции». Ну а тем, «кто посмеет не проголосовать за эти инициативы, – пригрозил премьер, – придется прилюдно объяснить, почему они не поддерживают поправки».

Впрочем, не так все просто. «Мечтателям» голоса «националов» явно понадобятся. Согласно действующему  законодательству, для внесения поправок в главный документ требуется конституционное большинство — т. е. голоса 100 депутатов. А у правящей партии сегодня только 83 мандата.

Хотя не исключено, что после угрозы премьера – а именно так оппозиция восприняла слова Иванишвили – ряды сторонников «мечтателей» пополнятся. Основания для такого предложения уже есть: буквально через несколько часов после пресс-конференции Иванишвили из фракции «Национальное движение» вышла депутат Марика Верулашвили, на протяжении  15 лет считавшаяся ближайшим соратником Михаила Саакашвили. В самом «Национальном движении» уход Верулашвили связывают с давлением на ее супруга-бизнесмена. А 7 февраля  оппозиционную фракцию покинул еще один депутат – Георгий Пеикришвили.

Аллергический синдром
 
На пресс-конференции Бидзина Иванишвили разнес в пух и прах не только президента, но и его партию: «То, что «Национальное движение» сделало за восемь (предыдущих) лет, как минимум будет вызывать в людях аллергию. Даже само это название будет раздражать».

Да, но как все-таки насчет выполнения предвыборных обещаний? «Четыре года страна ждать не будет» – напомнил на днях премьеру генсек «Национального движения» Вано Мерабишвили. Премьер заочно ответил Мерабишвили в весьма угрожающем ключе: «Если я не ошибаюсь, его [Вано Мерабишвили] уже два раза вызывали на допрос. Интересно, что он сделает, если его позовут в третий раз?»

И далее — развивая ту же тему: «Саакашвили и Мерабишвили сейчас просто в панике. Потому что в их адрес возникло множество вопросов. Поэтому они и сеют панику среди населения. Потому Мерабишвили и не может ждать четыре года. Они жили в виртуальном счастливом мире. Они говорили, что в стране идет беспрецедентное строительство. На самом деле счастливы были только они. Сейчас происходит то же самое. Разница лишь в то, что теперь они пытаются внушить населению, что Грузия – на грани экономического апокалипсиса».  

Достижения

Главным плюсом первых своих ста дней у власти глава правительства считает начало процесса «восстановления справедливости»: «Мы освободили 190 политзаключенных. Более трех с половиной тысяч человек помилованы. Мы понизили тариф на электроэнергию на 21%, снизили цены на горючее на 10%. С этого месяца (с февраля) на 10% снизится и тариф на газ. Почти вдвое уменьшилась стоимость медикаментов. С 1 апреля пенсия вырастет до 125 лари (1$=1,65 лари), а с
1 сентября – 150 лари».

Труженикам села премьер пообещал, что уже в ближайшее время они смогут брать кредиты под 7-8% годовых. Остальные проценты Иванишвили обещает покрыть из миллиардного фонда, создание которогог «мечтатели» проанонсировали еще в предвыборный период. Кроме того, глава правительства объявил о создании еще трех фондов: Суверенного фонда Грузии (правда, формироваться он будет, как признал премьер, на базе Партнерского фонда, основанного при правительстве еще несколько лет назад «Единым национальным движением»),  Молодежного  фонда, который поможет молодым ученым и бизнесменам с финансированием инновационных проектов, а также частного инвестиционного фонда, который при наличии любого интересного проекта  от 25 до 75% финансирования возьмет на себя.  

Призраки прошлого

Таков, пожалуй, список достижений. Как их комментировать?

Никто не спорит: в Грузии было слишком большое количество заключенных. Но это не значит, что нужно было выпускать из тюрьмы всех подряд. Последние две-три недели не было и дня, чтобы в стране не произошло грабежа, разбоя или убийства. Всего этого в Грузии не было уже много лет. Министр внутренних дел Грузии Ираклий Гарибашвили (а он, кстати, был против широкой амнистии, как и Саакашвили) заявляет, что его ведомство полностью контролирует ситуацию. Но верится в это с трудом.  Простой пример. До амнистии на всех станциях тбилисского метрополитена дежурило по одному патрульному полицейскому. Сейчас их всегда  двое. Вроде ничего особенного. Но все же…

Другой интересный факт. В «Национальном движении» уверяют: в стране резко выросло потребление наркотиков. Вроде бы сразу не проверишь. Но о том, что в подъездах домов опять появились шприцы, говорят многие тбилисцы. Правда, министр Гарибашвили уверяет: МВД, мол, располагает  видеокадрами, подтверждающими что «националы» сами разбрасывают в подъездах неиспользованные шприцы…

Что же касается цен на коммунальные услуги, то до выборов населению Грузии клятвенно обещали: они будут уменьшены вдвое.  Пока же снизился только тариф на электроэнергию – на 3-4 тетри (два цента). Погоды при оплате счетов это явно не делает.  

Наконец, пенсии. Вряд ли в Грузии найдешь пенсионера, который не голосовал бы за «Мечту» – все мечтали о высоких пенсиях. Обещанием было 200 лари ($120) сразу же после выборов. Но пока ничего этого нет. Все по – прежнему получают по 110 лари. О цифре «200» вообще никто уже не говорит. Максимум – 150.



Фотография: ИТАР-ТАСС









×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.