Самолеты МЧС начали вывоз российских граждан из Сирии. Однако МИД РФ заверяет: в Дамаске все спокойно, об эвакуации речи не идет
77 россиян сначала вывезли автобусами в Бейрут
По официальной информации, за помощью в посольство РФ в Дамаске обратился 81 человек. Но до Домодедова долетели лишь 77, двое остались в Сирии, а еще про двоих посольство ничего не знает. Вылетали из Бейрута. В Дамаске есть аэропорт, но пользоваться им небезопасно: известны случаи обстрела гражданских самолетов. Да и спецборты были использованы неслучайно: Аэрофлот прекратил рейсы в Дамаск еще в июле 2012 года, и лишь «Сирийские авиалинии» летают из Москвы раз в неделю, положившись на волю аллаха. Впрочем, от Дамаска до Бейрута — всего два часа езды по хорошей автотрассе. Дорога эта — чуть ли не последний безопасный канал связи с внешним миром, поэтому она усиленно охраняется регулярными войсками.
Пути обратно
Сирийские военные передали русских беженцев в руки ливанской армии |
Представитель российского посольства в Сирии сообщил The New Times, что среди уехавших были не только жители Дамаска: «Для большинства это была вынужденная мера: либо дом разбомбили, либо не осталось средств к существованию, потому что пострадал, скажем, магазин». Однако транспорт российская сторона обеспечила только от Дамаска до Бейрута, до столицы же нашим гражданам пришлось добираться самим. Географию проживания выехавших россиян The New Times уточнить не удалось, однако, по словам самих сирийцев, из Хомса или Алеппо в Дамаск смысла ехать нет: далеко и опасно, надо знать дороги и лучше иметь знакомства среди повстанцев. Из Хомса лучше ехать напрямую в Ливан, границу можно нелегально перейти часов за пять. Но и тут нередки перестрелки, к тому же граница контролируется ливанской армией. А из Алеппо — всего 50 км до Турции, но потом нужно пересечь полстраны, чтобы попасть в Анкару, из которой можно улететь в Москву, — путь неблизкий. Никаких официальных российских учреждений ни в одном из этих городов больше нет: Генконсульство РФ в Алеппо закрылось 15 января.
Разговоры о грядущей эвакуации начались в среде русских сирийцев еще осенью 2012 года, когда Алеппо то и дело переходил от повстанцев к регулярной армии и обратно. В Дамаске тогда многие начали собирать чемоданы, а посольство РФ — обзванивать россиян, интересуясь их житьем-бытьем. По словам дипломатического источника The New Times, пожелавшего остаться неназванным, уже в декабре 2012 года у МИДа и МЧС был готов план масштабной эвакуации, согласно которому за несколько дней силовики были готовы вывезти из Сирии около 30 тыс. человек самолетами и десантными кораблями. Но отмашки из Кремля так и не пришло. Ведь эвакуация означала бы, что Москва признала: режим Асада обречен, и жизнь граждан поддержавшей его России в опасности.
„
Уже в декабре 2012 года у МИДа и МЧС был готов план масштабной эвакуации, за несколько дней силовики были готовы вывезти из Сирии около 30 тыс. человек самолетами и десантными кораблями
”
Вообще от слова «эвакуация» российские власти бегут как от огня. «Мы в октябре сами звонили в посольство и спрашивали, когда начнется эвакуация. Мы видели, как слаженно вывозят украинцев, и, конечно, стали волноваться. Но ответа нам тогда так и не дали, — говорит жительница Дамаска Наталья, — а потом сказали: если что и будет, то просто переезд; для эвакуации, мол, нужна «спецбумага» из Москвы, а ее до сих пор нет».
Такова же и официальная точка зрения: первый замглавы МИДа РФ Андрей Денисов заверил журналистов, что никакой полномасштабной эвакуации нет. Мол, просто два борта прибыли в Бейрут с гуманитарной помощью по просьбе сирийской стороны и заодно забрали россиян. В посольстве РФ в Дамаске корреспонденту The New Times сказали, что и эвакуировать-то особо некого: все, кто хотел, уже разъехались. Однако дипломатические источники журнала заверили: дело вовсе не в желании наших граждан: «Из Дамаска и правда не так сложно уехать, тем более если есть куда и есть деньги на билет. А вот из других городов выбираться рискованно, так что если объявить эвакуацию, желающих будет навалом».
В аэропорту Бейрута эвакуированных ждали два спецборта МЧС | Аэропорт Домодедово. 23 января 2013 г. |
Женская доля
77 человек, вывезенных МЧС, — лишь капля в море. На консульском учете в Сирии до войны состояло 30 тыс. россиян, сегодня осталось только 8 тыс., остальные уже или сами вернулись в Россию, или перебрались в соседний Ливан. Живут русские повсюду, ведь большинство приехало сюда не по работе, а по любви. «С конца 50-х годов только гражданские вузы СССР и России выпустили около 100 тыс. граждан Сирии, а еще была масса выпускников военных институтов, Школы КГБ, но эти данные не раскрываются, — рассказал в интервью The New Times на условиях анонимности российский дипломат. — Многие сирийцы потом уезжали на родину с русскими женами, а их дети получали русские паспорта». Русские жены устраивались в министерства и ведомства на вполне приличные должности, немало их работало и в системе образования — в школах, консерватории… «У меня в музыкальной школе в Хомсе преподавательница по фортепьяно была русская, — рассказал The New Times сирийский пианист Сармад, проживающий сейчас в Ницце, — потом я поехал учиться в консерваторию в Дамаск, где у меня снова была русская преподавательница, а после играл в одном хоровом ансамбле, и опять худрук была из России». «Сколько в Сирии живет обладателей русских паспортов, точно не знает никто, — размышляет дипломатический источник журнала. — Я думаю, по крайней мере в два-три раза больше, чем заявлено в консульстве».
Есть, впрочем, и специалисты, приехавшие работать в Сирию уже в постсоветское время. Так, «Стройтрансгаз» строит в 200 км от Хомса газоперерабатывающий завод, свои проекты есть у «Союзнефтегаза» и «Татнефти». Несмотря на то что сроки сдачи, к примеру, ГПЗ были перенесены с 2011 года на конец 2013-го, работа на объектах не остановлена.
„
Живем под аккомпанемент канонады, но стреляют, слава богу, не в нас. А жизнь идет: дети ходят в школу, папы — на работу, мамы — на рынок
”
Русские на баррикадах
Оставшиеся в Сирии граждане России подчас вынуждены выбирать, какую из сторон конфликта поддержать. «Сирийский народ — единый народ, и он справится с этими бандюками», — говорит приехавшая в Дамаск 40 лет назад вместе с мужем-сирийцем пенсионерка Светлана Степановна. «Бандюки» — это Свободная армия Сирии (САС). Светлане Степановне звонили из посольства в январе, предлагали уехать, даже и с мужем, хотя у него нет российского паспорта. «И всем моим подругам тоже звонили. Но мы отказались. Что мы в Москве будем делать? У нас там ни семьи, ни жилья. Только одна пара уехала из нашего окружения, но я даже говорить о них не хочу — просто позарились на бесплатные билеты!»
Светлана Степановна рассказывает, что в округе хоть и стреляют, но жить можно: «Сначала страшно было, а потом привыкли. Живем под аккомпанемент канонады, но стреляют, слава богу, не в нас. А жизнь идет: дети ходят в школу, папы — на работу, мамы — на рынок. Еда, конечно, стала дороже процентов на 50, но хлеб продают по той же цене. Вот только очереди за ним жуткие — много беженцев. Электричество отключают на два часа с утра и на два вечером, а так — перебоев почти не бывает. Но мы не в претензии, на войне как на войне».
Впрочем, в относительно спокойном Дамаске Асада поддерживают многие россияне, так же как и выходцы из бывшего СССР, чего не скажешь о других регионах. Так, на видеоролике, снятом предположительно в Хомсе и размещенном на портале YouTube 23 января (www.youtube.com/watch?v=rhtZcnrfCxA&feature=share), женщина в полевой униформе и хиджабе, причем с закрытым лицом, объясняет на чистом русском языке, почему она с оружием в руках будет сражаться на стороне САС. «Я, гражданка РФ, нахожусь в рядах Свободной армии Сирии, потому что ждать защиты от России оказалось бесполезно, — говорит она. — Россия, которой я когда-то гордилась, оказалась фашистской державой, которая вещает с экранов о заботе сирот, а в других странах делает сиротами тысячи детей… Многие россияне даже не знают, что за их деньги, налогоплательщиков, тут уничтожаются города самолетами и танками… Я была за режим Башара и пыталась находить (этому) оправдание, пока своими глазами не увидела, как армия Башара разрушала мой район, убивала моих близких… Поэтому я буду защищать то, что у меня осталось».
Некоторые пользователи, правда, усомнились в подлинности этого признания, назвав видео «пропагандистской постановкой» САС. Да и весомых доказательств того, что на видео именно россиянка, не представлено. Но ведь вполне возможно и другое: эта женщина в хиджабе — все-таки наша соотечественница, и притом далеко не единственная, кто решил не уезжать, а, наоборот, остаться, чтобы бороться за будущее своей новой родины.
фотографии: Reuters
Tweet