Обнародован список фильмов-номинантов на премию «Оскар». Обладатели наград Американской киноакадемии станут известны в ночь с 24 на 25 февраля. Фильмы-фавориты выходят сейчас на наш экран один за другим. Каковы шансы претендентов на победу? Кинообозреватель The New Times по традиции составил свой рейтинг
На звание лучшей в этом году, как и в прошлом, претендуют девять картин. Попробуем расставить их по местам по возрастанию, от 9-го к 1-му (еще раз обращаю внимание — это не оценка фильмов, а рейтинг их шансов на успех).
Четыре из них запишем в аутсайдеры (они у нас окажутся на местах с 9-го по 6-е), хотя среди них есть такие, которым автор этих строк, будь его воля, отдал бы главную статуэтку. Дело в том, что они не номинированы на второй по значимости «Оскар» — за лучшую режиссуру (там претендентов не девять, а лишь пять). Опыт прошлых лет показывает, что если режиссера исключили из борьбы за персональный «Оскар», то у его картины нет ни малейшего шанса быть признанной лучшейв году.
Лидерами по числу оскаровских номинаций являются «Линкольн» Спилберга — 12 и «Жизнь Пи» Энга Ли — 11. И, конечно, эти фильмы следует отнести к основным фаворитам. Но строго говоря, количество номинаций роли не играет. Был же скандальный случай в начале 2000-х, когда «Банды Нью-Йорка» Мартина Скорсезе, лидируя по количеству номинаций (10), не взяли ни одной статуэтки.
С тем и перейдем к рейтингу шансов.
9. «Джанго освобожденный»/Django Unchained Квентина Тарантино (вышел в наш прокат 17 января).
Печально ставить на последнее место фильм любимейшего Квентина Тарантино, а приходится. Если «Оскар» вдруг признает его лучшим, то, значит, мир перевернулся. Тарантино наконец-то сделал фильм в том жанре, отголоски которого звучали во многих его лентах, — в жанре вестерна. Точнее, спагетти-вестерна, итальянской разнородности жанра, в котором пластическая эстетика вестерна доведена до совершенства. В 60–70-е Америка презирала спагетти-вестерны. Теперь считает их классикой. Парадокс фильма в том, что главный герой-ковбой — чернокожий, который мочит белых расистов-плантаторов из южных штатов в годы рабовладения, так что Тарантино постарался сделать фильм еще и актуальным (по его мнению, Америка до сих пор не любит вспоминать свое рабовладельческое прошлое). У фильма самый высокий рейтинг из всех претендентов на «Оскар» за лучший фильм на киноманском сайте www.imdb.com — 8,7 из 10. Но это не помешало оскаровским академикам его обидеть. Максимум, на что может претендовать Тарантино — на статуэтку за лучший оригинальный сценарий. Особенно оскорблены актеры, которые у Тарантино, как всегда, замечательны (номинирован только австриец Кристоф Вальц, прославившийся у того же Тарантино в «Бесславных ублюдках»). Главный удар получил едва ли не лучший актер современности Леонардо Ди Каприо, на которого у академиков зуб. Почему — неизвестно. Он год за годом выдает потрясающие роли и на сей раз сыграл первую в карьере злодейскую — но его опять оставили без номинации (у него есть три, но когда это было?). Против фильма, как считают некоторые в Америке, работают недавние выстрелы в американской школе. Но какое отношение к ним имеет месть бывшего раба зверям-расистам?
8. «Отверженные»/Les Misérables Тома Хупера (выход на экраны 7 февраля).
Экранизация не романа Виктора Гюго, а знаменитого парижского, а затем бродвейского мюзикла, признанного самым долгоиграющим в истории. Беглый каторжник Жан Вальжан, преследующий его инспектор Жавер, несчастная Козетта — как же мы этим некогда зачитывались! Впрочем, нынешним школьникам и даже студентам все эти имена, скорее всего, не говорят ничего. Против фильма, при всей его эффектности, срабатывает то, что сам по себе мюзикл «Отверженные» для западной аудитории не новость, а режиссер Том Хупер (пока еще, строго говоря, пацан — 40 лет — и не классик) уже стал два года назад оскаровским триумфатором, сделав драму «Король говорит». Тем не менее у «Отверженных» восемь номинаций (у «Джанго» лишь пять), и какие-то статуэтки он получит — возможно, за актерскую игру Хью Джекмена и Энн Хэтэуэй.
7. «Операция «Арго»/Argo Бена Аффлека (вышел в начале ноября).
40-летний Аффлек, некогда голливудский вундеркинд, еще в 1997-м отхвативший на пару с Меттом Деймоном «Оскар» за оригинальный сценарий фильма «Умница Уилл Хантинг» (слащавого и политкорректного, на наш взгляд), становится все более талантливым режиссером. Два его фильма «Прощай, детка, прощай» и «Город воров» очень и очень хороши, особенно первый. Теперь он сделал картину о том, как на рубеже 70–80-х, в момент антишахской революции в Иране, когда фундаменталисты убивали не только коррумпированных приближенных шаха, но и, по своему обыкновению, американцев, шестеро сотрудников американского посольства спрятались в единственном укрытии, рискнувшем их принять — в дипмиссии Канады. И ЦРУ стало разрабатывать план по их спасению. Фильм основан на реальных событиях, рассекреченных лишь недавно. Один из смыслов фильма: американцы, в отличие от всех других, своих в беде не оставляют. Другой смысл — сила кинематографа. Чтобы сберечь сбежавших, ЦРУ выдает их за голливудскую съемочную группу, которая якобы делала в Иране фильм. Иранцы клюют — так посольских удается переправить через границу. Что сработало против фильма — непонятно. Но факт остается фактом: хотя он стал абсолютным триумфатором «Золотого глобуса», взяв две главные награды за лучшую драму года и лучшую режиссуру, оскаровские академики его на режиссерскую статуэтку не номинировали. Остаются шансы на второстепенные (у фильма семь номинаций). Интересно, что в Иране готовят адекватный киноответ Бену Аффлеку, собираясь снять фильм с альтернативным взглядом на события.
6. «Цель номер один»/Zero Dark Thirty Кэтрин Бигелоу (у нас с 21 февраля).
Еще один фильм про антитеррористическую операцию. История долгой охоты американских спецслужб за Бен Ладеном и его уничтожения. Удивительно, что экс-жена Джеймса Кэмерона Кэтрин Бигелоу, смачно щелкнувшая своего бывшего супруга по носу (когда ее «Покоритель бури» — про то, как американские саперы в Ираке подсаживаются на риск как на наркотик — выиграл оскаровскую гонку у «Аватара»), объявила об идее сделать картину о Бен Ладене сразу после его ликвидации. И сняла оперативно (откуда у нее был доступ к документам, многие из которых засекречены еще сильнее, чем в случае с «Операцией «Арго»?) По некоторым сведениям, доступ к документам открыл для Бигелоу лично Обама. Фильм при этом спецслужбы не обеляет: показывает, что в погоне за террористом № 1 они не брезговали ни провокациями, ни пытками. Против фильма сработало, вероятно, то, что у Бигелоу уже есть «Оскар», а кроме того, против демонстрации пыток выступил целый ряд правозащитных организаций США, сочтя, что фильм эти пытки оправдывает. Впрочем, у него все равно пять номинаций — немало.
5. «Мой парень — псих»/Silver Linings Playbook Дэвида О. Рассела (вышел 22 ноября).
Пятерку реальных претендентов на звание лучшего фильма года (потому что эти пятеро, напомним, номинированы и на статуэтку за лучшую режиссуру) откроем картиной, которая у вашего покорного слуги вызывает недоумение. Фильм о том, как случайные люди становятся друг для друга истинно родными, и все при этом чудики, снят по абсолютно пластмассовому сценарию. Все персонажи — придуманные. У главных — сдвиги, вызванные проблемами в прежних браках. Их окружают заботливые родители, которые тоже немного не в себе, другие невтемяшные друзья и прочая патока, которая в так называемых серьезных американских фильмах (к которым и относится «Мой парень — псих») является обязательным слабительным стандартом. На европейских фестивалях такой фильм не прокатил бы. Но: восемь номинаций, из них семь — из числа основных. Возможно, в пользу фильма сработало то, что Дэвид О. Рассел уже стал оскаровским любимчиком: у его предыдущего «Бойца» было семь номинаций, и он взял две статуэтки.
4. «Звери дикого Юга»/Beasts of the Southern Wild Бена Зайтлина (незаметно в двух-трех копиях вышел у нас летом).
Вот уж фильм-откровение. Жизнь коммуны, обитающей в самодельных хибарах на окраине неназванной страны. Исполнительница главной роли, маленькая негритянская девочка (9-летняя Quvenzhané Wallis, чье имя интерпретировать по-русски автор бы не решился, а на сайтах его пишут Кувенжане Уоллис), стала — и заслуженно — самой юной претенденткой на «Оскар» за лучшую женскую роль. В центре сюжета — ее отношения с умирающим отцом. Магию фильма передать трудно. Это не реализм. Это полные фантазий вольные зарисовки о выживании человечества как такового. Смысл, вероятно, таков: недалеко то время, когда большая часть населения пока еще благополучных стран окажется в нищете и будет думать о том, как остаться в живых. Но одновременно падут и стандарты общества потребления. Персонажи «Зверей дикого Юга» не считают себя нищими — в их системе ценностей вообще нет категории нищеты. Зато они ценят свободу (и оттого бегут из больницы-приюта, куда их эвакуируют власти) и связь с природой, позволяющую им ощущать себя частичкой Вселенной. Против фильма (у которого лишь четыре номинации) то, что режиссер Бен Зайтлин — дебютант.
3. «Любовь»/Amour Михаэля Ханеке (вышла у нас, в том числе на DVD, поздней осенью).
Фильм — о супругах за восемьдесят, бывших учителях музыки и воспитателях пианистов-звезд, с которыми происходит несчастье: у жены два удара подряд. Супругов изображают один из последних истинно великих актеров Жан-Луи Трентиньян и легендарная Эммануэль Рива, сыгравшая свою первую звездную роль в 1959-м в классическом фильме Алена Рене «Хиросима, любовь моя». На актерский «Оскар» номинировали ее, а не его, что несправедливо, ведь фильм не столько о ней, сколько о нем, об изменениях в сознании не того, о ком заботятся, а того, кто заботится. У фильма — пять номинаций, все главные, но рискнем предположить, что оскаровцы отдадут ему награду за лучший неанглоязычный фильм — и тем ограничатся: картина не для всех.
2. «Жизнь Пи»/Life of Pi Энга Ли (вышла у нас 1 января).
Фильм № 2 по количеству номинаций (11). 3D лента о странствии 16-летнего индуса, который, пережив кораблекрушение, оказался, как Ной, в одной лодке с разными животными, из которых (избегаем мрачных подробностей) с ним тет-а-тет остался лишь бенгальский тигр. С этим диким тигром, с которым в условиях катастрофы удалось найти общий язык, юноша провел в море долгие двести с лишним дней: пищу (рыбу) и воду они делили честно, понимая, что выжить в столь критической ситуации в одиночку куда сложнее. В пользу фильма могут сработать его гуманистическая направленность, любовь к зверям и экуменический дух.
1. «Линкольн»/Lincoln Стивена Спилберга (у нас с 24 января).
Необязательный для «Оскара» случай, когда фильм — лидер по числу номинантов, скорее всего, и будет признан лучшим. Особенность «Линкольна» в том, что, хотя действие развивается в начале 1865-го, в последние месяцы войны между Севером и Югом за освобождение негров от рабства, в нем почти нет военных сцен. В основном фильм состоит из дебатов — но это и интересно. Америка, даже при победе Севера и при всех жертвах, могла остаться с рабовладельческим строем в южных штатах. Если бы за двадцать дней января 1865-го Линкольн не продавил в Конгрессе поправку к Конституции США, запрещающую рабство. Ему недоставало двадцати голосов. Фильм о том, как он и его сторонники добыли их, проявив политическую волю — не стесняясь использовать даже шантаж. В пользу картины — ее сегодняшняя геополитическая актуальность. И сам по себе статус Спилберга. Ему не зазорно, учитывая заслуги, вторично дать «Оскар» за лучший фильм года (первый он получил за «Список Шиндлера»). Тогда он сравняется с лидером по «Оскарам» среди живущих американских режиссеров — Клинтом Иствудом.
Tweet