16 января два десятка боевиков-исламистов пленили в Алжире иностранных сотрудников газового месторождения Ин-Аменас: в считанные минуты захватили десять хорошо охраняемых гектаров чужой территории, взяв в заложники почти 700 человек — граждан Англии, Франции, Норвегии, Японии и США. После чего начали происходить странные вещи.
17 января министерство информации Алжира объявило об успешном окончании операции против группировки известного исламиста Мохтара Белмохтара: освобождены 600 человек, уничтожено 18 боевиков. А уже 18 января МИД Великобритании осадил алжирцев: «операция продолжается», «нужно быть готовыми к плохим новостям». Казалось бы, куда хуже — ведь уже сообщалось о 35 заложниках, погибших во время штурма «Ин-Аменас» алжирским спецназом утром 17-го числа. А дело-то в том, что Лондон не верит официальному Алжиру. Ни у кого — ни в Алжире, ни в Лондоне, ни в Токио — нет заслуживающих доверия данных о том, как развивалась драма в алжирской пустыне. После стольких речей о совместной борьбе с терроризмом — сплошная путаница и нескладуха. Как такое могло произойти?
Еще с середины 90-х, когда боевики алжирского Исламского фронта спасения (ИФС) начали нападать на объекты международного сотрудничества в Алжире, все нефтяные и газовые месторождения власти объявили «стратегически важными территориями». А спецслужбы взяли их под неусыпный контроль. Так что же получается, теперь — проспали? Или знали о готовящейся вылазке, но не хотели делиться информацией с европейцами, на что, кстати, жаловались off the records британские дипломаты? А как объяснить то, что Алжир начал операцию против боевиков, даже не оповестив об этом государства, чьими гражданами являлись заложники? Вызволяли их из беды тоже без особого рвения и умения — просто разбомбили из вертолетов охранявшийся террористами автобусный кортеж.
Впечатление такое, что Алжир взялся показать западным державам: в резком скачке террористической активности на севере континента виноваты вы сами. С вашей помощью был свергнут Каддафи, который худо-бедно стерег границы Ливии и контролировал ситуацию на севере Сахары. Свергли — и устранились, бросив ситуацию на самотек. Образовавшийся вакуум быстро заполнили исламистские группировки, кочующие по Сахаре из одной страны в другую. А в Мали и вовсе разразилась война, в которую Алжир до последнего не хотел ввязываться, даже коридор французским самолетам дал только под нажимом международного сообщества. Причем исламисты в Мали получают оружие и пополнение в живой силе все из той же погруженной в хаос Ливии — через территорию Алжира.
Драма в Ин-Аменас — сигнал и для Запада, и для стран Северной Африки: если не хотите повторяющихся до бесконечности рецидивов, нужно срочно что-то делать. Что? Каддафи в таких случаях требовал созыва экстренного саммита Африканского союза. Это был тот самый редкий случай, когда он удачно апеллировал к международному праву.
Tweet