#Дело

#Только на сайте

ОПГ Навальный

23.12.2012 | Бешлей Ольга | № 43-44(269) от 24 декабря

Очередное уголовное дело против основателя «РосПила»

Меньше трех недель потребовалось СК РФ, чтобы сверстать очередное уголовное дело против основателя «РосПила»

12_01.jpg
Братья Навальные теперь еще и подельники (фотография сделана в редакции The New Times)


20 декабря члену Координационного совета оппозиции, главе «РосПила» Алексею Навальному и его младшему брату ( у них разница 7 лет), заместителю директора компании экспресс-доставки EMS Russian Post («дочка» «Почты России») Олегу Навальному было предъявлено обвинение в совершении преступлений по ч. 4 ст. 159 УК РФ («мошенничество») и по ч. 2 ст. 174.1 УК РФ («легализация денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления»). Таким образом, это уже второе дело после «Кировлеса», где Алексей Навальный проходит обвиняемым. Но на этот раз Следственный комитет взялся не только за оппозиционера, но и за его семью.

Бизнес

«В соответствии с п. 9.3 Договора № 1 от 05 августа 2008 года на перевозку грузов и транспортно-экспедиционное обслуживание «ООО «Ив Роше Восток» настоящим письмом уведомляет вас о расторжении договора в одностороннем порядке» — такое послание за подписью генерального директора компании «Ив Роше Восток» Бруно Лепру получила 3 декабря фирма по транспортировке грузов «Главное подписное агентство», являющаяся частью семейного бизнеса Навальных, в котором еще Кобяковская фабрика по лозоплетению в подмосковном Голицине, где на свободных после кризиса площадях сделали и один магазин площадью 50 квадратных метров.

*Нужен был еще один формальный российский учредитель, и Навальный позвал знакомого бухгалтера Леонида Запрудского, ему принадлежит 1% «Главподписки».
«Главподписка» была придумана в 2007 году. «Изначально была идея сделать сайт, через который все желающие могут оформить подписку на газеты и журналы. Отсюда и название фирмы», — говорит Алексей Навальный. На себя он компанию регистрировать не решился — полагал, что любому связанному с ним бизнесу не дадут работать. Поэтому на Кипре был зарегистрирован офшор «Алортаг менеджмент лимитед», который и стал на 99% владельцем нового предприятия*.

В 2008 году Навальные, а точнее, младший брат Олег решил создать бизнес, который брал на аутсорсинг транспортные перевозки — для чего и использовали «Главподписку», благо что компания, как он выразился, «валялась без дела». Взяли в аренду склад на Кобяковской фабрике, а при складе создали диспетчерскую по перевозке грузов.

«Ив Роше Восток» — российский филиал французского косметического гиганта Yves Rocher — стала работать с «Главподпиской» летом 2008 года. По словам Олега Навального, «Ив Роше» — третий по объему клиент «Почты России», «они отправляют каждую десятую посылку в стране». У компании есть база в Ярославле, и большую часть продукции она посылает через ярославский почтовый сортировочный центр. «Всю продукцию этот центр принять не мог, поэтому «Ив Роше» часть посылок самостоятельно возила в Москву. Я вышел на их менеджеров и предложил им наши услуги, — рассказывает Олег. — Нашел фирму ООО «АвтоСАГА», которая возила колбасу в Ярославль. Поскольку обратно их машины все равно шли пустыми, они согласились возить в Москву продукцию «Ив Роше» за небольшие деньги. Соответственно, «Ив Роше» я предложил рыночный тариф, который позволял и нам зарабатывать».

В 2010 году «Ив Роше» стала пользоваться услугами перевозчиков «Главподписки» еще по одному направлению — между базой «Ив Роше» под Санкт-Петербургом и ярославским отделением. Сотрудничество продолжалось более трех лет, и за это время никаких претензий со стороны клиента не было. «Мы ни одной посылки не потеряли, цены ни разу не повышали», — говорит Олег. Тем не менее письмо о расторжении договора, которое Навальные получили 3 декабря, неожиданностью не стало: «Знакомый из «Ив Роше» позвонил мне еще в ноябре и сообщил, что к ним пришли из ФСБ. Изъяли документы, начали таскать менеджеров на допросы — всех, кто визировал с нами договоры. И каждого обязательно спрашивали: «Знакомы ли лично с Алексеем Навальным? Участвовали ли вы в митингах на Болотной?»

Звенья одной цепи

12_02.jpg
Уведомление о расторжении договора, которое «Ив Роше Восток» прислала в компанию Навальных 3 декабря
12_05.jpg
О том, что возбуждено уголовное дело, братья Навальные узнали из пресс-релиза СК на следующий день
12_03.jpg
После обыска в его кабинете в «Почте России» 14 декабря Олега Навального вызвали на допрос
12_04.jpg
20 декабря братья Навальные официально стали обвиняемыми по делу о мошенничестве и отмывании денег
Из постановления о возбуждении уголовного дела следует, что следующей важной датой стало 10 декабря: «Руководитель Главного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации генерал-майор юстиции Щукин А.В., рассмотрев сообщения о преступлениях — заявление генерального директора ООО «Ив Роше Восток», зарегистрированное в КРСП за № 201пр-167/12 от 10.12.2012, а также рапорт следователя об обнаружении признаков преступлений, предусмотренных ч. 4 ст. 59, п.п. «а», «б» ч. 2 ст. 174.1 УК РФ, зарегистрированный в КРСП за № 201пр-166/12 от 10.12.2012, и материалы процессуальной проверки, установил…»

Координационный совет оппозиции тогда вовсю вел переговоры с мэрией, пытаясь согласовать «Марш Свободы», запланированный на 15 декабря на Лубянской площади. Алексей Навальный вывесил в своем Живом журнале ролик с лозунгами «Хватит ждать» и «Надо идти», который на YouTube посмотрели 45,5 тыс. человек, и дал понять: мероприятие пройдет, даже если его не согласуют.

Это явление, которое уже приобрело масштабы национального бедствия, называется искусственная криминализация обычной хозяйственной деятельности 

«Лепру (генеральный директор «Ив Роше Восток». — The New Times), видимо, прессовали, — говорит Алексей Навальный. — «Ив Роше» — гигантская компания, у них куча магазинов в каждом городе, их можно припугнуть налоговой, например. Он согласился. После чего оперативник 10 декабря написал рапорт, он в постановлении стоит под № 201пр-166/12: мол, в ходе обысков, проведенных на Кобяковской фабрике в августе этого года в рамках дела по «Кировлесу», были обнаружены финансовые операции, имеющие все признаки ст. 174 — «отмывание». А затем Лепру в тот же день, 10 декабря, написал свое заявление, которое в документе идет под следующим порядковым номером — 201пр-167/12. Что в заявлении, какой ущерб нанесен «Ив Роше Восток» — никто не знает: «Главподписке» они никаких претензий не предъявляли, сам Лепру скрывается и на контакт не идет». 14 декабря The New Times, который неоднократно пытался получить комментарий как в парижском («все вопросы — к московскому представительству»), так и в московском офисе Yves Rocher, получил официальное коммюнике для прессы: «Мы подтверждаем факт обращения в правоохранительные органы для защиты наших экономических интересов и интересов наших акционеров. До окончания следственных действий мы не вправе давать комментарии».

13 декабря в районе 15.00, как сообщили информагенства, президент Владимир Путин провел «рабочую встречу» с главой Следственного комитета Александром Бастрыкиным. Спустя четыре с половиной часа, в 19.30, Следственный комитет возбудил уголовное дело против братьев Навальных, о чем они, впрочем, узнали лишь на следующий день, когда на сайте СК РФ в 10.40 14 декабря появился соответствующий пресс-релиз.

Обыски и допросы

14 декабря у Навальных начались обыски: ближе к ланчу приехали в офис Олега Навального в «Почте России»: «Изъяли 4 флешки, диск певицы Бьорк и диск с фотографиями свадебного путешествия в Грецию»,— рассказал Олег Навальный. Обыск начался в 13.50 и закончился в 15.35. По окончании обыска ему выдали повестку о вызове на допрос: явиться нужно было в тот же день в 16.15 в здание Следственного комитета в Техническом переулке. На все вопросы в СК он отвечал ссылкой на 51-ю статью Конституции («Никто не обязан свидетельствовать против себя самого…»).

В тот же день обыск прошел и на родительской фабрике в Голицине: «У мамы отобрали компьютеры (они даже налоги теперь не могут отправить) и личный телефон. Она не хотела мобильный отдавать, но следователи пригрозили ей, что заломают руки. Она была дико возмущена. Сказала: «Правильно все про вас Медведев сказал». А они ей: «Ваш Медведев сам козел», — рассказал Алексей Навальный.

Обвинение

20 декабря братьям Навальным было предъявлено обвинение. Из постановления о привлечении в качестве обвиняемого:

«В период времени с августа 2008 года по май 2011 года в г. Москве Навальный О.А., Навальный А.А., действуя группой по предварительному сговору, используя расчетный счет подконтрольного им ООО «Главное подписное агентство», путем обмана совершили хищение денежных средств ООО «Ив Роше Восток» в размере 55 184 767 рублей. Похитив денежные средства ООО «Ив Роше Восток» в размере 55 184 767 рублей, Навальный О.А. и Навальный А.А., действуя группой лиц по предварительному сговору, вступили в преступный сговор, направленный на легализацию (отмывание) денежных средств, приобретенных в результате совершения ими преступления».

Изъяли документы, начали таскать менеджеров на допросы. И каждого обязательно спрашивали: участвовали ли вы в митингах на Болотной?

Указанная в деле сумма, объясняют Навальные, — это все деньги, которые «Ив Роше» заплатила им по договору за три года, и более половины из них — 31 698 750 рублей — было выплачено перевозчику.

«Что меня больше всего бесит, — возмущается Алексей Навальный, — они говорят, что «Главподписка» изначально была зарегистрирована для того, чтобы заключить договор с «Ив Роше» и похитить у них деньги. Поэтому они считают весь оборот за три года похищенной суммой, а то, что мы платили перевозчику грузов и прочее, — легализацией похищенного».

«А я якобы заставил их отправлять эти грузы в Москву, — добавляет его брат Олег. — Сказал, что там им будет сдаваться выгоднее, и таким образом обманул, потому что «Почта России» предоставляет всем и везде одинаковые услуги».

«Они обнаружили хозяйственную операцию, и эту хозяйственную операцию теперь объявили мошенничеством. Мол, мы таким образом Навального, его мать, его брата и его отца соберем в одну преступную группу»,—говорит Алексей Навальный.

Делом ОПГ Навальный занимается аж 10 следователей Главного следственного управления СК РФ, из них пять — «важняки».

Заказ

Адвокат Михаила Ходорковского (которого, как известно, тоже по второму приговору обвинили в том, что он сам у себя украл всю нефть) Вадим Клювгант, который ознакомился с делом по просьбе The New Times, тут же узнал знакомые фразы: «Все эти технологии давно отработаны на одном известном модельном деле — «деле ЮКОСа», именно эти формулировки там были обкатаны и потом по городам и весям пошли гулять. Это явление, которое уже приобрело масштабы национального бедствия, называется искусственной криминализацией обычной хозяйственной деятельности». По словам Клювганта, если между контрагентами возникли разногласия по заключенному договору, это предмет не уголовного, а гражданского права. Хищение же путем мошенничества или растраты возможно лишь тогда, когда речь идет не о гражданско-правовой сделке, которая исполнялась (да еще и не один год), а о видимости сделки, когда на самом деле речь идет «о безвозмездном изъятии и завладении чужим имуществом». Но ведь Навальные три года работали с «Ив Роше» по контракту, и никаких претензий не было.

«Как появляются такие потерпевшие, к которым приходят и объясняют им, что они, оказывается, понесли страшный ущерб, о чем они сами не подозревали до определенного момента, понятно, — говорит Клювгант. — В «деле ЮКОСа» мы это тоже наглядно видели». К этому можно добавить еще лишь одно: технология, которую российские власти используют в борьбе с основателем «РосПила», называется «заложничество» — мать, отец, брат и его семья, все люди, далекие от политики (Олег Навальный лишь однажды был на митинге 10 декабря на Болотной), теперь платят по счетам оппозиции. Так политика пришла и за ними.


фотография: Василий Попов


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.