Свобода слова.
Дорого.
Поддержи The New Times.

#Театр

Как вам это понравится?

03.12.2012 | Ксения Ларина | № 40(266) от 3 декабря 2012 г

Что стоит смотреть в декабре

54_01.jpg

Сцена из спектакля Дмитрия Крымова «Как вам это понравится» по пьесе Шекспира «Сон в летнюю ночь»

Театральный декабрь — увертюра к грядущим переменам.

Спектакли, которые стоит смотреть на московской сцене

В прошлом декабре самым ярким и страстным театральным сюжетом стали народные протестные гулянья. Словно все зрители театров и кинотеатров в одночасье покинули зрительные залы и вырвались шумной праздничной толпой на улицы города. Артисты и режиссеры провожали своих зрителей недоуменными взглядами, а некоторые даже присоединились к протестующей толпе, не смыв грима и не сняв театральных костюмов.

К нынешнему декабрю художественный протест, художественный вызов стал главным трендом сезона. Театры, словно очнувшись от волшебного сна, врываются в общественную жизнь со своими художественными манифестами, творческими дебатами и нешуточными амбициями: позвольте, словно кричат они, нам тоже есть что сказать!


Товарищ Олег

Одним из главных событий нынешнего декабря и од-
ним из главных ожиданий года, безусловно, является открытие нового сезона в Театре Ермоловой. По сути, это открытие новой истории театра, автором и вдохновителем которой стал недавно назначенный сюда худруком Олег Меньшиков. Народный кумир уже давно пребывал в творческих метаниях, давно пробовал себя в режиссуре, поставил сам несколько спектаклей в своем «Товариществе 814», собрал там неплохую бродячую труппу.

Судя по декабрьской афише, основу нового ермоловского репертуара составят проверенные публикой и временем хиты, собранные новым худруком из разных кусков своей жизни: «Игроки» (режиссер Олег Меньшиков, 2001 год), «1900» (режиссер и исполнитель Олег Меньшиков, 2008 год), «Оркестр мечты. Медь» (режиссер и исполнитель Олег Меньшиков с оркестром, 2011 год), «Всюду жизнь» (антреприза Егора Дружинина, 2011 год), «Одесса 913» (продюсерская компания Леонида Робермана). Все эти постановки из разных периодов времени объединяет одно обстоятельство — коммерческий успех. И кто скажет, что это недостаток?


Театры врываются в общественную жизнь со своими художественными манифестами и нешуточными амбициями: позвольте, нам тоже есть что сказать!


Первой настоящей премьерой станет «Самая большая маленькая драма» (9 декабря) в постановке Родиона Овчинникова с участием бывшего главного режиссера театра, а ныне его почетного президента Владимира Андреева и приглашенного в партнеры ему Валентина Гафта. Пьесу по мотивам одноактовки Чехова «Лебединая песня» (по мотивам его же рассказа «Калхас») написал сам режиссер, и посвящена она театру. Театру как служению. Диалоги старого актера и старого суфлера очень удобны для любого бенефиса, поскольку герои проигрывают перед зрителями все свои сыгранные и несыгранные роли. Когда-то «Лебединую песню» блестяще исполнял Олег Борисов в дуэте со своим братом Львом. Похожий спектакль шел и на сцене самого Театра Ермоловой — легендарный «Костюмер» с участием Всеволода Якута в роли старого артиста и бесподобного Зиновия Гердта в роли его костюмера. Для театра, не избалованного театральными хитами, «Костюмер» был настоящим шедевром.

Вторую премьеру — пьесу «Язычники» — в декабре представит Евгений Каменькович. Пьеса написана молодым драматургом и поэтом Анной Яблонской, которой уже нет в живых — в январе 2011 года теракт в аэропорту Домодедово оборвал жизнь молодой красивой женщины, прилетевшей тогда из Одессы на вручение премии журнала «Искусство кино». Премию за «Язычников» Яблонская получила посмертно. «Язычники» — вещь страшная, взрывоопасная и пугающе актуальная. Когда Анна писала этот текст, дискуссии о надвигающейся клерикализации общества еще только начинались, не было ни церковной цензуры, ни группы Pussy Riot, ни православных дружин, ни уроков православия в школах… Сегодня Анну Яблонскую, будь она жива, Киселев (который ВГТРК) с Мамонтовым дружно бы записали в ряды кощунниц. «Язычники» — это драма о конце веры, о религиозном фанатизме, граничащем с фашизмом, о лицемерии и бесчеловечности любой фанатичной идеи, какой бы благородной она ни была. Премьера объявлена 15 декабря.

Маяковка. Возрождение

Еще один театр, восстающий из руин, — им. Маяковского, который в этом сезоне отмечает свое 90-летие. Театр пережил грандиозный ремонт, полностью обновился и теперь под руководством Миндаугаса Карбаускиса чистит свои «чакры» высокой классикой, а закупорившиеся сосуды — молодой свежей кровью. Главные события Маяковки разворачиваются на Малой сцене: здесь играют новую молодую драматургию, экспериментируют со старой, придумывают коллективные сюжеты и новые театральные формы, самоутверждаются без всякого стеснения и открывают поразительные таланты. Все, что происходит на Малой сцене театра, по атмосфере напоминает конец 80-х, когда слов «новая драма» мы еще не знали, а Петрушевская уже была запрещена.

Свою шутку Крымов уже сыграл на родине Шекспира. Там все обалдели от того, как играючи обращается русский режиссер с английским богом


Саша Денисова, драматург и режиссер, выдумала странный спектакль «Маяковский идет за сахаром», в котором попыталась соединить поэта из школьной программы с повседневной жизнью его нынешних ровесников. К юбилею театра Саша подготовила одноразовый перформанс в Гардеробе (буквально), посвященный славному пути прославленного коллектива. Мейерхольд, Попов, Охлопков, Гончаров — все эти музейные персонажи в Сашином воображении превратились в живых яростных людей, которые вбивали свои судьбы, как гвозди в ладони истории театра. «Девятьподесять» — так назвался спектакль Саши Денисовой, который с декабря входит в репертуар Театра Маяковского (23, 29 декабря).

Гений, сын гениев

Театр «Школа драматического искусства» по-прежнему живет без главного героя — режиссер Анатолий Васильев все еще преподает режиссуру во Франции, — но с его геройского благословения. Хедлайнер декабря — Дмитрий Крымов, художник и режиссер, сын Анатолия Эфроса и Натальи Крымовой. Глядя на него, природа просто офигела: такого сплетения таланта, юмора, бесстрашия, фантазии в одном лице она явно не ожидала. Все, что делает Крымов в своей «Лаборатории», ставшей частью «Школы драматического искусства», — это обыкновенное чудо, вырвавшееся за флажки: спектакли Крымова мало того что не соответствуют никакой театральной школе и никаким театральным законам — они все созданы наперекор этим законам! Каждая его работа — акция протеста против косности, нормы, банальности и примитива, против занудства и пошлости, против диктата единомыслия, против страха, против торжества большинства, наконец.

Премьера сезона — «Как вам это понравится» по пьесе Шекспира «Сон в летнюю ночь» (13, 14). Это шутка, которую Крымов уже сыграл на родине автора, и там все обалдели от того, как легко, играючи и панибратски обращается русский режиссер с английским богом. Крымов никогда не ставит пьес — это вариации на тему пьес, на тему авторов. Комедию, которую придумали герои «Сна в летнюю ночь» под воздействием волшебных капель, Крымов превратил в абсолютный всепобеждающий абсурд, от которого никому не дозволено уклониться. «Вы все за него в ответе», — смеясь, говорит режиссер и тянет вас за заячье ухо прямо на свет, под прожектор.

В течение декабря в «Школе драматического искусства» можно будет увидеть лучшие спектакли Дмитрия Крымова: «Демон. Вид сверху» (25, 30), «Катя, Соня, Поля, Галя…» (26), «Тарарабумбия» (27, 28, 29), «Смерть жирафа» (11), «Сэр Вантес. Донкий Хот» (19).


фотография: Н. Чебан







×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики. Отключение cookie-файлов может привести к неполадкам в работе сайта.
Продолжая пользоваться сайтом без изменения настроек, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов.