#Картина мира

Письмо от Барака (Обамы)

2012.10.30 |

Альбац Евгения

Кандидаты в президенты США используют интернет, чтобы победить
40-01.jpg
Нажмите, чтобы увеличить

Обама пошел по миру, или Как кандидаты в президенты США используют интернет, чтобы победить

Прошлая неделя выдалась рекордной на электронные письма из Вашингтона.

23 октября, около четырех утра, пришло от Мишель — ровно так она подписалась. Фамилия — Обама. В 6.30 — от Барака: так же как и первая леди, 44-й президент США обращался запросто: «Евгения! Я не хочу проиграть эти выборы. И не во мне дело — мы с Мишель и детьми будем в порядке, как бы эта история ни обернулась. Но дело в нашей стране и в семьях среднего класса. Эта гонка ноздря в ноздрю, но я не намерен просто сидеть и наблюдать, как может быть погребено то, над чем ты и я, мы вместе так тяжело работали…» Ну и подпись: «Спасибо, Барак». Спустя час — от него же, но уже короче: «Все сейчас в твоих руках. $5 или больше — и мы выиграем». В следующие два дня было письмо от Джо — это Байден, вице-президент США. Потом от Дэвида (Аксельрода) — главного стратега компании Обамы, а до весны 2011-го — одного из ключевых его помощников в Белом доме. И еще через пару дней — от Билла. Билл подписался более официально — Клинтон, и письмо было строже по тексту: «Евгения! Не важно, насколько ты поддерживаешь президента Обаму или до какой степени ты разделяешь ту мудрую политику, которую он предлагает. Помни: не будет холма из бобов, если ты не будешь сама копать глубже, чтобы помочь ему выиграть эту очень трудную кампанию». Ну и дальше про пять долларов (собственно, никто из них больше и не просил). От Билла-то хотелось чего-нибудь потеплее…

Технологии

Ни с одним из этих людей, за исключением 42-го президента США Вильяма Джефферсона Клинтона, у которого корреспондент The New Times взяла короткое интервью осенью 2008 года, когда он агитировал за жену, Хиллари Клинтон, на праймериз в Арканзасе, автор не знакома и ни разу не встречалась. Можно не сомневаться, и они адресата с именем Yevgenia не знают. Знает компьютер, точнее, софт, который был разработан еще на старте первой президентской кампании тогда сенатора от штата Иллинойс Барака Обамы: каждого, кто регистрировался на публичную встречу с кандидатом, его сайт просил указать электронный адрес. Адрес как минимум журналисты, писавшие о праймериз, конечно же, указывали: места на такие встречи всегда были лимитированы. Ну а дальше адрес оказывался в базе данных, которой нет дела, что просить что $5, что $25 у автора совершенно бесполезно: во-первых — журналист, во-вторых — законодательство США запрещает избирательным фондам кандидатов принимать деньги от граждан иностранных государств. Умная программа и интернет сыграли решающую роль в победе Барака Обамы на выборах 2008 года: его штаб сумел через соцсети и сайт кандидата мобилизовать 4 млн волонтеров и собрал рекордное за историю президентских кампаний США количество денег — $750 млн за 21 месяц, причем больше половины чеками или перечислениями по $5 и $10: всего переводов было 3,2 млн (пожертвования от одного человека не могли превышать суммы в $2300). Тогда же Обама, опять же впервые в истории, отказался от финансовой поддержки из публичных фондов, то есть из бюджета.

Согласно данным Федеральной избирательной комиссии-2012, в ходе этой кампании президент США вместе с избирательным комитетом собрал уже $834,7 млн, его соперник Митт Ромни (и избирательный комитет республиканцев) — $771,7 млн. 55% пожертвований в фонд Обамы были на сумму меньше $200, в то время как в фонд Ромни небольшие переводы составили всего 22%; 45% жертвователей прислали чеки на сумму $2500 — лимит пожертвования от одного человека в этом году: больше закон не разрешает, хотя вариантов, как обойти эту планку через всякие фонды, естественно, немало. Несмотря на то что демократам (которых миллионеры тоже поддерживают, но миллиардеры — редко, поскольку Обама обещает повысить налоги на самых богатых) удалось поднять огромные деньги, в последние месяцы им явно не хватает наличности: на конец сентября у избиркома демократов оставалось $4,6 млн (у соперников — $82,6 млн), и им пришлось занять деньги у банков, чтобы расплатиться по текущим счетам. Однако дефицит по-прежнему составляет больше $15 млн — отсюда и массовая рассылка писем от первых лиц с просьбой не поскупиться и помочь.
40-02.jpg
Автограф от Буша

Технологию индивидуальных писем, составленных и таргетированных на конкретного человека при помощи компьютера, разработали еще республиканцы в ходе президентских выборов 2004 года. Говорят, что автором идеи был главный стратег Джорджа Буша-младшего Карл Роув (потом он был и ключевым игроком в республиканском Белом доме). Придумали они следующее: проанализировав коммерческие базы данных (какой автомобиль имярек купил, на какие СМИ подписан и т.д.) и использовав программу, которая предсказывает политические преференции того или иного избирателя, политтехнологи республиканцев идентифицировали потенциальных избирателей Джорджа Буша не просто в каждом штате или графстве, но в каждом конкретном избирательном пункте. После чего они выдали своим волонтерам детальную инструкцию, в которой указывалось, какой конкретный политический товар продавать конкретному избирателю: скажем, Ричард заинтересован в снижении налогов, а фермер из Айовы Джон — в поддержке сельского хозяйства из федеральных фондов. Именно эта технология обеспечила победу Бушу над демократами в 2004-м: их избиратели были польщены вниманием президента и вице-президента (Чейни) к маленькому человеку, живущему даже в самых глухих углах Америки. Равно так была изумлена автор, которая в 2003-м преподавала в университете на Восточном побережье США и в один октябрьский день открыла толстый конверт, внутри которого была фотография президентской четы, ее же автограф и надпись, обращенная лично к автору. Естественно, просьба о пожертвовании в избирательный фонд в этом конверте была тоже. Коллеги потом объяснили: автор арендовала квартиру у людей состоятельных, которые, видимо, регулярно голосовали за республиканцев, однако при аренде квартиры счета за телефон, электричество и прочее приходят на имя съемщика квартиры, а не владельца, — так автор и стала обладателем автографа Лоры и Джорджа Бушей.

Технологи Обамы изучили это изобретение республиканцев и довели его до совершенства: они практически отказались от бумаги, чем серьезно снизили расходы на кампанию, сделав ставку на электронные почтовые ящики, куда программа рассылает по пять-шесть писем в неделю. А когда Обама в 2008-м победил, каждый адресат — каждый! — получил письмо с благодарностью за поддержку. Чего, кстати, ни один из тех, кто был выбран в Координационный совет оппозиции, не сделал, хотя выборщиков было не десятки миллионов, как у Обамы, а всего-то 80 тыс. с небольшим.

P.S.

Избирательные президентские кампании в США любопытны многими деталями. Но автор имеет особое пристрастие к отчетам Федеральной избирательной комиссии США — читать их сплошное удовольствие. Из последнего отчета: 4 сентября Обама взял кредит в Банке Америки на сумму $15 млн под 2,5% годовых плюс Libor. День возврата долга — 14 ноября (то есть через восемь дней после выборов). Обама, напомним, пока еще президент, демократы контролируют исполнительную власть — спрашивается: неужели из бюджета ему не могли дать — президент как-никак, или губернаторы с олигархами не могли в чемоданчиках занести? Странные они ребята, эти американские президенты…
Shares
facebook sharing button Share
odnoklassniki sharing button Share
vk sharing button Share
twitter sharing button Tweet
livejournal sharing button Share