Свобода слова.
Дорого.
Поддержи The New Times.

#Культура

Мужчины ню

02.11.2012 | Александр Шаталов | № 35-36 (262) от 29 октября 2012 года


62-01.jpg
«Мистер Биг», инсталляция Ильзе Хайдер при входе на выставку
Под фиговым листком. В венском Leopold Museum открылась одна из самых неожиданных выставок этого сезона — Nude Men, посвященная истории обнаженного мужского тела. The New Times рассматривал экспонаты

В то время как у изображения женского обнаженного тела есть даже свой жанр — ню, мужская нагота смущает зрителей даже тогда, когда интимные места мужчины прикрыты фиговым листком. Почему? Всесторонне изучить этот вопрос взялись на родине отца психоанализа Зигмунда Фрейда — его музей находится всего в нескольких остановках от здания Leopold Museum.

Моральная цензура

62-02.jpg
Cтатуя судьи Снофрунефера. Египет, V династия, 2400 г. до н. э.
На протяжении веков изображения обнаженной мужской натуры в живописи и скульптуре наполнялись самыми разными смыслами — от поисков идеала красоты в античности до превращения мужского тела в объект вожделения в ХХ веке. Если в обнаженной женской натуре в западном искусстве всегда присутствовала эротика, то изображение мужского тела долго оставалось чистой функцией — например, многочисленные образы святого Себастьяна, пронзенного стрелами. Но уже в XVI веке священники храма во Флоренции сняли картину Фра Бартоломео с изображением святого Себастьяна, после того как несколько прихожанок признались на исповеди, что их стали посещать фантазии с участием этого святого. Папа Павел IV тогда составил целый список произведений искусства, которые должны были быть отредактированы — это касалось и фресок, и живописи, и скульптур, включая работы Рафаэля, Тициана, Микеланджело. Многие фиговые листки потом уже было невозможно удалить, а изуродованную роспись Сикстинской капеллы восстановили в ходе реставрации лишь в 1980 году. На пороге XX века на копию «Давида» Микеланджело руководство Лондонского музея также прикрепило фиговый листок — классическая скульптура смутила посетившую музей королеву Викторию.

Голые и красивые

Задумывая этот проект, Leopold Museum частично воспользовался работами из собственного собрания, но также привлек произведения практически со всей Европы — Дюрера, Рубенса, Сезанна, Родена, Климта, Мунка, Джакометти… Экспозиция начинается с античных скульптур, включая статую египетского судьи Снофрунефера (2400 год до нашей эры). В них нет никакой эротичности — это символы красоты, мужественности, воли. Обычно обнаженная мужская фигура помещалась художниками в религиозный или героический контекст. На выставке представлена картина Жозефа-Дезире Карта «Смерть Ипполита» (1825) с изображением погибшего героя, а на работе Вильяма Адольфа Бугро «Равенство перед смертью» (1848) обнаженное крепкое тело прикрыто фигурой ангела. Но уже в ХХ веке художники отбросили эти условности. Увлечение натуризмом в Европе, погружение в психоанализ привели к тому, что во всем стал отчетливо прослеживаться сексуальный контекст. Знаменитый немецкий фотограф барон фон Гледен, живший на Сицилии, создал огромную коллекцию фотографий обнаженных молодых итальянских крестьян, ставя из них сценки, имитирующие жизнь в античной райской Аркадии: фавны, сатиры, мальчики в венках из виноградных листьев. Некоторые из снимков представлены в Вене.
  

С кризисом сексуальности обнаженное мужское тело в ХХI веке становится уже не только объектом вожделения, но и любования    


 
62-04.jpg
Вильгельм фон Гледен. «Концерт для флейты», 1905

Художники начала века перестали изображать современных мужчин в качестве героев античности (правда, позже эта тема нашла свое отражение в работах любимого скульптора Гитлера Арно Брекера: нацизму вновь потребовалось героизировать тело).

62-03.jpg
Энди Уорхол. Постер к фильму «Керель», 1982
Австрийский экспрессионизм дал живописи то, чего ей так не хватало: она стала психологичной, обнаженные фигуры наполнились переживаниями и эмоциями художников. Крупнейший австрийский художник Эгон Шиле (1890–1918) cтал первым из живописцев, изобразившим себя обнаженным. Перед тем как умереть от эпидемии «испанки» в 28 лет, он создал множество своих обнаженных автопортретов, изломанность и драматичность которых вовсе чужды стереотипам «героизма». «Обнаженный автопортрет после акта» (1908) другого австрийского гения Рихарда Герстля изображает задумчиво смотрящим на своих зрителей. Закончен он был незадолго до самоубийства художника — он был влюблен в жену своего друга, которая сначала ушла к нему, но потом, мучимая долгом, вернулась к своему мужу. 4 ноября 1908 года Герстль отправился в свою мастерскую, сжег свои бумаги, документы и картины, после чего повесился напротив большого зеркала, предварительно пару раз пырнув себя кухонным ножом. Было ему 25 лет.

На протяжении целого века изменялась цель изображения обнаженной мужской натуры. От отстраненного фиксирования тела до чуть ли не порнографического контекста. Открытая Фрейдом сексуальность стала со временем доминировать в современном искусстве. Откровенные работы Энди Уорхола, Роберта Мэпплторпа, Кейта Харринга определили современное состояние этого направления. Венский музей захотел вдохнуть в данную тему возвышенную ноту, доказав, что с кризисом сексуальности обнаженное мужское тело в ХХI веке становится уже не только объектом вожделения, но и любования — именно поэтому перед входом в музей установлена огромная работа австрийского фотографа Ильзе Хайдер. Убедиться в этом можно в Вене до 28 января 2013 года.






×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики. Отключение cookie-файлов может привести к неполадкам в работе сайта.
Продолжая пользоваться сайтом без изменения настроек, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов.