«Профессиональный революционер» — так обозначил свою должность Леонид Развозжаев на странице в фейсбуке. Место своей работы 39-летний политик кокетливо обозначил как «Россия беременная революцией :-)». Родившись в Ангарске и окончив ПТУ по специальности «газоэлектросварщик», будущий революционер начал свой путь с торговли меховыми шапками. В середине девяностых Развозжаев вместе с бизнесом и гражданской женой Юлией Смирновой перебирается в Москву. «В 90-х годах в Сибири был очень сильно развит бандитизм, Леониду угрожали, и ему пришлось переехать. Всем угрожали, а его даже случайно подстрелили — одна пуля в позвоночнике до сих пор осталась. Он вообще ни при чем, вечно всю жизнь ему не везет», — говорит его брат Виктор Развозжаев.
В начале 2000-х Леонид познакомился с Ильей Пономаревым — работал у него водителем, а когда тот стал депутатом от КПРФ, — и его помощником. По словам Виктора Развозжаева, несколько лет назад Леонид погрузился в политику с головой, а торговлю меховыми шапками оставил жене: «И семья, и все говорили ему заниматься с женой бизнесом, но бесполезно, он уже как фанатик. Это все равно что Ленина отговорить от революции».
Когда в 2009 году закрывали Черкизовский рынок, Развозжаев был одним из главных организаторов акций протеста. «Леня, по-моему, самый законопослушный человек. Если люди просто стихийно собирались, он тут же говорил, что получается несанкционированный митинг, надо подать заявку и тогда собираться. Он всегда хотел, чтобы все было как положено», — вспоминает одна из соратниц Развозжаева по этой кампании Вера Алдошина. «Последнее время — лет пять — он занимался организацией профсоюзов среди работников малого бизнеса», — говорит Дарья Митина, член исполкома Левого фронта.
В Левом фронте Леонид оказался практически с момента его создания в 2005 году. По словам одного из лидеров организации Алексея Сахнина, там он занимался в основном организаторской работой, но «для публичной политики у него не было тяги и данных», да к ней он и не стремился. Жена Юля говорит, что в последнее время он стал пропадать — забегал только проведать детей, 8-летнюю дочку и 16-летнего сына. В сентябре он сказал ей, что за ним следят спецслужбы. Опасаясь ареста, на первый допрос по «Анатомии протеста», назначенный на 11 октября, Леонид не явился. Тюрьме он предпочел побег. Дальнейшее известно: Киев, похищение, два с лишним дня без еды и туалета, допросы, угрозы, явка с повинной, «Меня пытали!» — брошенное им, когда выводили из здания Басманного суда, где 21 октября его взяли под арест, Лефортово, наконец — отказ от явки с повинной, о чем 25 октября заявил его адвокат Марк Фейгин.
Леонид Развозжаев сообщил правозащитникам, что его «явку с повинной» следователи записали на видео. Не исключено, что в ближайшее время запись появится в телеэфире — по опыту телевизионных покаяний времен КГБ
Виктор Красин и Петр Якир к началу 1970-х годов стали идейными лидерами правозащитников. В 1972 году они были обвинены в пропаганде, направленной на подрыв советского строя, и оказались в Лефортовском изоляторе. Под давлением следствия они дали показания против своих товарищей по диссидентскому движению, написали покаянное письмо шефу КГБ Андропову и выступили с признательными показаниями на пресс-конференции для зарубежных журналистов. «Андропов сдержал обещание — я получил свободу в обмен на предательство», — писал позднее Красин. В своей книге он подробно рассказал о том, как на них давили представители спецслужб. В частности, Красину постоянно внушали, что если он не изменит свою позицию, его «расстреляют в качестве примера». Только будучи в эмиграции в США, в 1976 году Красин отказался от своих показаний.
Звиад Гамсахурдиа, один из лидеров борьбы за независимость Грузии, был арестован весной 1977 года, после разгрома Хельсинкской группы. Летом 1978 года Гамсахурдиа публично раскаялся. КГБ заснял это на пленку, которую потом транслировали на местном телевидении. В покаянии Гамсахурдиа говорил о своих контактах с сотрудниками дипломатических представительств западных государств в Москве, от которых получал изданную за рубежом антисоветскую литературу. Покаяние предопределило мягкий приговор — летом 1978 года Гамсахурдиа был осужден на два года (по другим данным, три года) ссылки в Дагестане. В июне 1979 года был помилован. Впоследствии стал первым президентом независимой Грузии.
Священник Дмитрий Дудко был впервые арестован в 1948 году и приговорен к 10 годам лагерей за антисоветскую пропаганду. После выхода из тюрьмы он служил в Московском храме Петра и Павла, который впоследствии был взорван. Дмитрия Дудко перевели на службу в другой храм, а затем ему временно запретили читать проповеди. 15 января 1980 года священник был обвинен в антисоветской деятельности и арестован. Через 5 месяцев заточения он выступил с публичным раскаянием по телевидению. Он призвал всех последовать его примеру, так как «в борьбе за нравственность» у Церкви и советской власти нет противоречий. После этого выступления от Дмитрия Дудко отвернулись многие его друзья. Зато уже в 1981 году уголовное дело против него было закрыто. Позднее в статье «Запад ищет сенсаций», опубликованной в газете «Известия», Дудко заявлял, что никогда не выступал против советской власти, а как священник вел борьбу только с безбожием.
Подготовила Ирина Чевтаева
Tweet