#Картина мира

Жизнь как оружие

2009.09.18 |

Хассан Риаз, почетный профессор факультета социологии Flinders University, Аделаида, Австралия

Террористы-смертники: что заставляет убивать других и умирать самим
Террористы-смертники— с кем имеет дело мир? С психопатами, религиозными фанатиками, изгоями, мучениками за веру? В университете Flinders (Австралия) создали статистическую базу, в которой собраны данные по 90% террористических актов с использованием смерт­ников, произошедших за 25 лет и унесших жизни 14 599 человек  

В период с 1981 по 2006 год в мире произошло 1200 террористических атак, в которых использовались смертники. Это составляет лишь 4% от всех актов террора за то же время, но на них приходится треть (32%) от всех погибших в результате деятельности террористических организаций. И это только по данным из Ирака, Палестины, Израиля, Афганистана, Пакистана и Шри-Ланки, на которые, впрочем, приходится 90% подобных преступлений. Однако смертники не только эффективны: они поднимают престиж террористических организаций, становятся знаменем их борьбы, позволяют привлекать немалые финансовые средства и новых сторонников.

Кровавый альтруизм

Анализ этих данных показал: пожалуй, единственный объединяющий террористов-смертников фактор — это то, что большинство из них — молодые мужчины. За редким исключением среди них не было людей с очевидным расстройством психики. Как правило, смертники — это нормальные люди, неплохо интегрированные в свой социум, эмоционально глубоко привязанные к своим этническим общинам. Нет строгой корреляции и между религиозной принадлежностью, социально-экономическим положением, личной историей и готовностью убивать других, убивая себя. Скорее можно говорить о гремучей смеси из политики, чувства мести, пережитого унижения и даже, как ни странно это звучит, альтруизма.
Например, в сентябре 2007 года, когда американские войска провели рейд на иракский лагерь повстанцев в городе Шингар в районе сирийской границы, они обнаружили там базу данных, содержащую биографии 700 иностранных наемников, из которых 137 были из Ливии, и из них 52 — выходцы из маленького ливийского города Дарнах. Причина, по которой молодые мужчины из Дарнаха отправились в Ирак в качестве смертников, была не идеология джихада, а смесь из отчаяния, гордости, гнева, бессилия, местных традиций и религиозного рвения. Эти же причины побуждают молодых пуштунов исполнять самоубийственные миссии в Пакистане и Афганистане.

Субкультура смерти

Пожалуй, три мотива — пережитое унижение и желание унизить противника, месть и альтруизм — являются основными в этой новой субкультуре террористов-смертников. Скажем, печально известная история иракской тюрьмы Абу Грейб, в которой американские охранники издевались над заключенными, была воспринята многими иракцами как соз­нательное унижение чести и достоинства нации. Когда фотографии происходившего в тюрьме были опубликованы, за этим последовал рост террористических актов с использованием смертников. Таким же был ответ на выборочные обыски домов, аресты и прочие меры, которые воспринимались иракцами как унижающие их человеческое достоинство.
Ощущение свершившейся несправедливости дает, как показывает анализ, очень сильную ответную реакцию. Настолько сильную, что человек, ранее не участвовавший в деятельности террористических организаций и не исповедующий их убеждений, готов принести себя в жертву ради восстановления справедливости — так, как он это понимает, и предотвращения действий, которые он расценивает как унижающие его национальное достоинство.
Мужчины, и особенно молодые, придают значение мести как возмездию больше, чем женщины или пожилые люди. Поэтому именно они пополняют ряды смертников.
Природа и цель суицида у обычных само­убийц и смертников принципиально разная. Если первые демонстрируют, что ценность их собственной жизни стала близка к нулю, то вторые оценивают жизнь других людей ниже, чем ценности национальные, религиозные, обусловленные общностью людей, к которой они принадлежат и чьего одоб­рения добиваются. Смертники действуют, таким образом, не столько в личных целях (хотя и это присутствует — побег от реальности, возможность уйти из земного мира с достоинством), а в целях близкой им группы людей. Для них самоубийство и убийство не самоцель, а задача достижения результата, в том числе и политического, для своей семьи и общины, национальной, религиозной в целом. В этом смысле их и можно назвать самоубийцами-альтруистами. Этим и пользуются террористические организации, вербуя смертников, предлагая самоубийство нескольких человек — как отмщение многим за отчаяние, унижение, бессилие, чувство несправедливости. Таким образом, субкультура смертников — это не результат психической патологии, но выражение некоего коллективного мироощущения, в центре которого — чувство несправедливости и невозможности с ней смириться. Если эти фундаментальные причины не будут устранены, то нельзя рассчитывать, что с этой субкультурой удастся справиться — у нее всегда найдутся идеологи, вербовщики и спонсоры.


Книга профессора Риаза Хассана Life as a Weapon: The Global Rise of Suicide Bombings готовится к выходу в издательстве Университета Мельбурна

Перевод с английского Анны Макаровой, The New Times

Полностью текст на  YaleGlobal.com
Shares
facebook sharing button Share
odnoklassniki sharing button Share
vk sharing button Share
twitter sharing button Tweet
livejournal sharing button Share