Брюссельский базар. Было уже больше трех часов ночи, когда канцлер ФРГ Ангела Меркель появилась перед камерами в здании Евросовета в Брюсселе. «Банковский союз не начнет свою деятельность с 1 января 2013 года», — сказала она. Собственно, созданию такого союза и был посвящен саммит ЕС 19 октября
Меркель добилась своего: притормозила ретивых партнеров с «южного фланга» Евросоюза, возжелавших, как уверены в Берлине, практически бесконтрольно вытаптывать финансовое поле еврозоны.
Идея создания Банковского союза была озвучена руководителями ЕС еще в июне, одним из первых и ключевых его элементов должна стать единая система надзора за банками. Предполагалось даже, что присоединиться к единой системе банковского надзора смогут и страны ЕС, не входящие в еврозону. Новый «наблюдательный совет» должен был действовать внутри структур Европейского Центробанка, тогда как самому ЕЦБ надлежало разделить функции надзорного органа с национальными финансовыми регуляторами. К нынешнему саммиту Германия облекла расплывчатую идею в весьма суровую форму: зачем, мол, изобретать велосипед, придумывать какую-то новую структуру, давайте лучше введем должность «европейского суперкомиссара» по финансам, который имел бы право ревизовать, а если надо, то и дезавуировать национальные бюджеты со слишком высокими внутренними расходами. Но то, что наблюдатели увидели на нынешнем саммите, в прямом смысле походило на торг. Ушли в прошлое времена, когда ФРГ и Франция стояли плечом к плечу. Сегодня они смотрят на проблему европейского долга сквозь разные очки. Хозяин Елисейского дворца Франсуа Олланд предлагал практически немедленно (к новому году) ввести систему контроля банков (которой еще нет) и распространить ее практически на все кредитные учреждения (более 6 тыс. банков) в 17 странах еврозоны. Это означало бы, что любой банк мог обратиться в ЕЦБ и получить «свежие» деньги, которые не так давно, без оглядки на огромный риск инфляционных процессов, щедро обещал его глава Марио Драги. Собственно, в этом и состояло лукавство французского президента.
Канцлер Меркель настаивала на том, чтобы установить контроль не за всеми банками, а лишь за системообразующими и именно им обеспечить контролируемый доступ к кредитам ЕЦБ. И при этом создать не только надзирающий орган, но и сформулировать жесткую систему ответственности. Словом, Германия в противовес «быстрому» решению категорически выступила за «тщательное». Но вот это как раз и не устраивало Олланда, так как финансовое положение Франции серьезно пошатнулось и деньги уже нужны позарез. А если еще учесть огромные долги Греции и Испании именно французским банкам, то причина такой поспешности станет ясна.
Согласившись на отсрочку в деле создания Банковского союза, Олланд жестко блокировал идею создания «суперкомиссариата» по финансам (что привело бы, как считают эксперты на Рейне, к более разумной фискальной политике). Олланд в этом случае настаивал на введении евробондов, то есть разделении финансовой ответственности между странами-должниками и странами-кредиторами. А такой подход для немецкого правительства, как красная тряпка для быка, о чем канцлер и министр финансов Вольфганг Шойбле не раз откровенно заявляли. Таким образом, счет во франко-германском поединке стал 1:1. Началась уже привычная для ЕС «игра со временем», утверждает эксперт из берлинского Института экономической конъюнктуры Стефания Бользен. Все, как не раз бывало в прошлом, кончилось призывами.
Итак, Банковский союз, о котором так много в последнее время говорили в европейских властных коридорах, так и не состоялся. Слишком глубокими оказались противоречия между теми, кто хочет деньги получать, и теми, кто должен платить. Что же касается так называемых южных стран ЕС, то, по мнению экономиста Яна Хагеланда из Немецкого банка реконструкции, им «все равно, как и каким образом к ним поступят деньги для спасения их «обветшалых» банков. Лишь бы скорее». А потому все они и ополчились на канцлера ФРГ, так как именно она прикрыла немедленный путь к легким деньгам без четко сформулированной системы ответственности.
Начнет ли Банковский союз свою деятельность 1 января 2014 года, как было заявлено, до конца не ясно. Во всяком случае, Швеция уже предпочла воздержаться от участия в нем. Но ясно одно: дело не сдвинется с места, пока полностью не будет реализован главный немецкий принцип: сначала контроль, а потом уже взаимная ответственность.
Tweet
Tweet