Группа деятелей российской культуры подписала письмо, выражающее глубокую озабоченность «в связи с трагическими событиями в Южной Осетии и актами массового уничтожения военными формированиями Грузии мирного населения республики». Деятели обратились «ко всем людям доброй воли с призывом выступить против откровенной лжи, которая развертывается мировыми средствами массовой информации в связи с событиями в Южной Осетии».

Само словосочетание «люди доброй воли» безошибочно указывает на цельнономенклатурное и вполне «совковое» происхождение этого документа, только вот подписи под ним стоят довольно различные.

Есть имена неудивительные и вполне предсказуемые — от главы концерна «Мосфильм» Шахназарова до Василия Ланового, чей комсомольский задор давно не разбирает направлений. Приятно порадовал автограф Элины Быстрицкой: Элина Авраамовна входила еще в советский Антисионистский комитет и, стало быть, находится в хорошей форме и в своем репертуаре, чего не скажешь о двух замечательных писателях, чье участие в номенклатурных кампаниях в советское время невозможно было себе представить и в страшном сне… Для Фазиля Искандера и Андрея Битова это — новый репертуар.

Понимают ли они, на какую официозную подтирку пошли их славные имена, стоящие под этим письмом? Надеюсь, хотя бы не понимают, иначе было бы совсем грустно. (Интервью с А. Битовым — на стр. 17.)

Но тут-то и таится парадокс, заслуживающий подробного разбора. Ибо оставим в покое суконный стиль, достойный героев «Созвездия Козлотура», а не его автора, но разве неправда то, что написано в письме деятелей культуры? В том-то и дело, что правда! И военные формирования Грузии уничтожали мирное население, и западные СМИ лгали… Но Искандеру ли с Битовым не знать, что такое «контекст» и как этот самый контекст переворачивает смыслы?

А контекст заключается в полной симметрии лжи и насилия в этой грязной истории, при том что и горы лжи, и горы насилия с российской стороны, разумеется, значительно выше. Просто потому, что с той стороны есть хоть какие-то ограничения, накладываемые демократическим устройством, а мы уже давно гуляем по буфету без подштанников.

Рядом с прямой, многократно задокументированной, наглой и сознательной ложью российского телевидения постыдная торопливость ведущего канала Fox, согласитесь, просто детский лепет. То, что Путин носится по мировым телекомпаниям с этим сфальсифицированным РТР фрагментом, понятно. Но приличным-то людям — поостеречься бы вливать свои голоса в этот вой…

Трагедия Цхинвали ужасна, ужасна точно так же, как трагедия Тквиави. Может ли деятель культуры различать национальность женщин и детей, гибнущих под огнем? Думаю, что нет — в этот момент из деятеля культуры он превращается в работника Министерства обороны, для которого статистика любых потерь на стороне противника только в радость.

Но если уж пепел сограждан стучит в сердца наших специфических деятелей культуры сильнее, чем пепел сожженных грузин, почему почти никто из них не возвысил свой голос, когда вместе с мирным населением стирали с лица земли город Грозный? Погибших россиян там было в десятки раз больше, чем в Цхинвали…

Нет, не сходятся концы с концами. И ни при чем тут, пожалуй, ни боль за погибших, ни стыд за ложь, текущую отовсюду. И остается в сухом остатке только одно: деятели культуры, кто с азартом, а кто невольно, поучаствовали в федеральном пиаре.

Ланового и Ко можно поздравить с очередным успешным прогибом; Искандеру и Битову — мои соболезнования…

Что же до России, то — как цветиксемицветик, «сделав круг», мы, кажется, вернулись в убогое начало восьмидесятых, во времена, когда всякий, по анекдоту, мог выйти на Красную площадь и безнаказанно крикнуть, что Рейган — мерзавец…

Огромного мужества люди — эти крикуны, и счастье жить с ними в одной стране.


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.