#Деньги

Немилые ссорятся

09.10.2012 | Грозовский Борис | № 32 (259) от 8 октября 2012 года

Главное внутритандемное разногласие: как управлять энергетикой?

Немилые ссорятся. Правительство, вдохновленное неожиданными выговорами президента, внесло в Госдуму бюджет-2013. Но в отличие от предыдущих лет, когда все и всем сразу были довольны, сейчас серьезный разговор только начинается. Критиковать проект бюджета наверняка будут Госдума, общественность, эксперты и администрация президента. Но главное внутритандемное разногласие — как управлять энергетикой

32-2.jpg

После того как накануне обсуждения бюджета-2013 на правительстве Путин устроил министрам выволочку за неисполнение поручений из его инаугурационных указов, часть «подвисших» поручений учтена в бюджете на будущий год, а часть — в поправках к бюджету нынешнего года, которые сейчас готовит Минфин. Перераспределяться будет около 300 млрд рублей. Это средства от более дорогой цены нефти (около $110 за баррель вместо заложенных в бюджет $97), экономия на отдельных расходных статьях, дивиденды от «Роснефтегаза» и главным образом средства от продажи пакета акций Сбербанка. Они пойдут на увеличение социальных выплат и внесение денег в капитал еще одного «института развития» — Российского фонда прямых инвестиций.

«Выберите что-то одно»

Внесение бюджета в Госдуму не мешает обсуждению и «свежих идей», требующих увеличения бюджетных расходов. Во исполнение поручения Путина поддерживать не только малый и крупный, но и средний бизнес Минэкономразвития и Внешэкономбанк, как разузнал на днях «Финмаркет», предлагают создать Федеральный гарантийный фонд, который будет раздавать компаниям гарантии под банковские кредиты. Гарантий нужно выдавать, по оценке ВЭБа, на сумму до 40 млрд рублей в год. Минфин, конечно, против: бюджет и так тратит в год на госгарантии вчетверо большую сумму, и средний бизнес вполне может пользоваться уже имеющимися механизмами.

Правительство вполне осознает главную проблему бюджета. «Мы не можем себе позволить одновременно иметь очень высокий уровень социальной защиты в системе, построенной на патерналистских принципах, одновременно очень большую армию и одновременно очень большой объем госсобственности, а еще и заодно очень низкие цены на энергоносители внутри страны, — отметил на днях вице-премьер Аркадий Дворкович. — Выберите что-нибудь одно, максимум два».

То, что бюджет перегружен социальными и военными обязательствами, а в последнее время еще и финансированием большого количества «проектов развития», факт совсем не новый. Но сделать предлагаемый Дворковичем выбор правительство не может, это явно за рамками его полномочий. К тому же пока и сам кабинет министров не сформулировал для общества (и, наверное, для президента тоже) основные бюджетные развилки и альтернативы, между которыми нужно выбрать.

А коли так, правительство продолжает поддерживать всё и всех. Например, расходы на правосудие в 2013 году достигнут 146,5 млрд рублей (в нынешнем году — 134,4 млрд). Кроме того, как и в этом году, 10 млрд рублей суды получат на модернизацию и развитие. Зарплаты судей, выросшие в этом году на 6%, в 2013 году подрастут еще на 5,5%. А ведь еще в I полугодии, до очередной индексации выплат, средняя зарплата в судах и прокуратуре, по данным Росстата, достигла 52 500 рублей в месяц. Это почти вдвое больше средней зарплаты по стране. Довольны ли граждане и бизнес работой судов (кроме арбитражной системы и прокуратуры) — вопрос почти риторический.

Сильнее всего в 2013 году вырастут расходы на оборону — на 25,8%, до 2,3 трлн рублей. Они достигнут 17,5% всех расходов федерального бюджета. Расходы на правоохранительную деятельность вырастут на 8%, до 2 трлн рублей. Эти два типа трат достигнут 32% расходов бюджета, как будто страна находится в состоянии войны.

32-1.jpgСечин, «анти-Сечин»…

Другая серьезная коллизия связана с продолжающимся сопротивлением правительства планам Игоря Сечина, главы «Роснефти» и «Роснефтегаза», консолидировать на базе второй из этих госкомпаний активы государства в энергетике. Речь идет о пакетах акций ФСК ЕЭС, МРСК, «РусГидро», «ИнтерРАО». Холдинг «Роснефтегаз», получающий дивиденды от госпакетов акций «Газпрома» и «Роснефти», дал бы, по мысли Игоря Ивановича, другим энергетическим госкомпаниям деньги, нужные им на инвестиционные программы. План Сечина Владимир Путин одобрил сразу же, целиком и полностью: став президентом, он разрешил «Роснефтегазу», принадлежащему государству на 100%, покупать акции компаний ТЭКа в ходе приватизации.

Ключевое условие для реализации этого плана — оставить в распоряжении холдинга полученные им дивиденды по акциям (накоплено 140 млрд рублей), а не перечислять их в бюджет. По логике, напротив, эти деньги должны перечисляться в бюджет: «Роснефтегаз» лишь управляет принадлежащими государству 75% «Роснефти» и 10% «Газпрома». Других доходов у него нет.

Нисколько не смущала Сечина и еще одна логическая двусмысленность: зачем называть приватизацией покупку государством продаваемой им же компании?

Кстати, около полугода назад ровно по той же схеме он пытался добиться для «Роснефти» разрешения приобрести акции Новороссийского порта (НМТП). Эту сделку заблокировали первый вице-премьер Игорь Шувалов и тогдашний министр экономразвития Эльвира Набиуллина. В итоге 4 октября правительство решило продать 20% НМТП на нью-йоркской, лондонской и московской биржах. Впрочем, «Роснефти» ничто не мешает купить часть акций там, а потом увеличить свой пакет на вторичном рынке. Возможно, при этом ей придется конкурировать с группой «Сумма», которой владеет Зиявудин Магомедов, дружащий с вице-премьером Аркадием Дворковичем.

План Сечина правительство раскритиковало, предложив другой вариант (и, по сведениям «Финмаркета», даже написало соответствующие директивы для голосования своим представителям в «РусГидро») — финансирование «РусГидро» и «ИнтерРАО» почти без участия «Роснефтегаза», силами государства. Но при этом «РусГидро» должно консолидировать энергоактивы с «Евросибэнерго», принадлежащей Олегу Дерипаске. Сделка двусмысленная: она позволит металлургам, налоговая нагрузка на которых в России невелика, еще сильнее удешевить для себя энергию — основную затратную статью при производстве металла.

От «Роснефтегаза» правительство хочет перечисления денег в бюджет. Для весомости идею Дворковича на заседании правительства, рассматривавшего бюджет, озвучили профильные министры и глава правительства. Дескать, иначе не можем выполнить социальные распоряжения из ваших, государь, указов. Теперь отступать некуда.


Расходы на оборону и правоохранительную деятельность достигнут 32% расходов бюджета, как будто страна находится в состоянии войны


Но отступать некуда и Сечину, чей хрустальный государственно-энергетический дворец рушится на глазах. Советник Путина Антон Устинов, прежде работавший в аппарате Сечина (а еще раньше — формулировавший в качестве главы юридического управления ФНС налоговые претензии к ЮКОСу), написал довольно жесткое письмо Медведеву. Президент просил правительство доложить о реализации мер, одобренных возглавляемой им Комиссией по ТЭКу (ответственный секретарь — Сечин), а не предлагать альтернативные варианты.

Однако реализовать свой план правительство без санкции Путина не сможет. «РусГидро» — стратегически важная компания, эмиссия ее акций без санкции главы государства невозможна. А Путин, по сведениям «Финмаркета», уже поставил резолюцию «Согласен, проработать с правительством» на сечинской жалобе о том, что правительство отбирает у «Роснефтегаза» инвестиционные ресурсы.

В итоге драматургия борьбы «Медведев против Сечина» выстроилась весьма изящно. Путину даже не нужно ничего делать, чтобы помешать реализации схемы консолидации энергоактивов по Дворковичу. Достаточно просто не выпустить указ. А вот за неисполнение поручений президента по реализации сечинского энергоплана члены кабинета министров могут быть больно наказаны. И в этом смысле три сочинских выговора министрам на совещании по бюджету — лишь прелюдия.





×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.