Светлое облако. 14 октября (1 октября по старому стилю) православные христиане празднуют Покров Пресвятой Богородицы. Высокочтимый религиозный праздник приходится на середину осени, совпадает со сменой времен года, приготовлениями к зиме и связанными с этим хозяйственными хлопотами. Неудивительно, что Покров вошел в русскую литературу и ознаменован многими пословицами и поговорками. The New Times попытался разобраться в тайнах особо почитаемого христианского праздника

60-1.jpg
Церковь Покрова на Нерли — один из символов России

«Радуйся, Радосте наша, покрой нас от всякого зла честным Твоим омофором**Омофор, мафорий (греч.) — головной покров, покрывало. Сегодня омофор — часть богослужебного облачения архиерея, широкая лента с изображениями крестов, спускается обоими концами на грудь.», — поют в этот день все присутствующие в храме. И даже люди, далекие от религии, знают: это важный день. С древних времен идет: Покров — всему развяза.
К Покрову готовились загодя, «развязывали» все дела. На Ивана Постного огурцы солили, на Воздвижение заготавливали капусту, а под самый Покров — мочили яблоки.

И сейчас до Покрова стараются утеплить жилище, закатать, закрыть банки, насушить или на худой конец заморозить ягоды и травы. К Покрову подготовишься — и зиму перезимуешь.

Влахернское чудо

Покров Пресвятой Богоматери, ее ризу и часть пояса, считающиеся величайшими святынями христианского мира, с V века хранил Влахернский храм близ Константинополя. С этой церковью, по преданию, связано много удивительных событий. Каждую пятницу на всенощном богослужении в церкви происходило чудо: покров, наполовину закрывавший образ Богоматери, невидимою силой поднимался и оставался парить над иконой в течение всего времени молитвы.

Храмовой иконе Богородицы приписывают спасение столицы Византии во время нескольких осад. В 626 году, когда Константинополю угрожали авары, патриарх Сергий в сопровождении будущего императора Константина III носил эту икону по стенам города. Видение женщины на городской стене так напугало аварского вождя, что он снял осаду.

60-4.jpg
Икона «Покров Пресвятой Богородицы». Конец XIV–начало XV в. Новгородский извод

Великое чудо, случившееся тремя веками позже, описано во многих летописях. Осенью 910 года к стенам Константинополя подошел неприятель, по некоторым источникам — русы, воины Вещего Олега, что не исключено, так как киевский князь не раз совершал набеги на Царьград, а в 911 году прислал в Константинополь посольство, которое подписало с Византией мирный договор. 1 октября 910 года в переполненном Влахернском храме шло всенощное богослужение. Под конец службы в четвертую стражу юродивый Андрей — плененный славянин, проданный в рабство в Константинополь, увидел парящую в воздухе Богородицу. Она была окружена ангелами и святыми, сопровождали ее Иоанн Креститель и святой апостол Иоанн Богослов. Преклонив колени, Пресвятая Дева со слезами начала молиться о том, чтобы Царь Небесный услышал «всякого человека… призывающа Имя Мое на помощь». После молитвы Богоматерь сняла с головы покрывало и распростерла его над молящимися в храме, защищая их от врагов видимых и невидимых. Предание гласит, что омофор блистал «паче лучей солнечных».

Пока сияла на облаке Пресвятая Богородица, блистал и омофор, когда исчезла Матерь Божья, и покрывало сделалось невидимым. Но осталась в храме благодать. Андрей рассказал людям о дивном явлении, по Константинополю разнеслась весть о чуде. Это вдохновило византийцев, собрав силы, они победили неприятеля.

В 988 году патриарх Николай II Хрисоверг послал константинопольское духовенство в Киев крестить «неприятелей» в православие. В 1075 году византийский писатель и богослов Михаил Пселл в «Слове на совершившееся во Влахернах чудо» описал икону, над которой парил покров. Ее назовут Влахернской Богоматерью. Эта икона (или список с нее на той же доске) в XVII веке, после долгих странствий, попадет в Москву.

Любивший Бога

Хотя дошедшие до нас источники не дают точных сведений ни о времени, ни об обстоятельствах установления праздника Покрова Пресвятой Богородицы, ни у кого не вызывает сомнений, что он русского происхождения. Еще в Киевской Руси стали воспроизводить отдельные ритуалы влахернского культа ризы Богородицы. В 1148 году впервые встречается упоминание о деревянной церкви Покрова в Зверином монастыре в Новгороде, которая сгорела в тот год от удара молнии. Краткий нестишный «Пролог» первой половины XIII века из Софийского собора Новгорода — самое раннее русское сказание о Покрове, дошедшее до нас. В составе Новгородской служебной псалтыри найден древнейший текст службы Покрова, что является весомым аргументом в пользу новгородского происхождения праздника.

60-3.jpg
Храм Покрова в Филях

И все же большинство специалистов склонны считать, что праздник Покрова в числе главных, в обход митрополита, установил вместе с епископом Федором князь Владимирский, Ростовский и Суздальский Андрей Боголюбский. Его считают основателем и строителем русского христианского государства. Яркая историческая фигура, храбрый в сражении и мудрый в делах, князь Андрей успел много сделать — и после мученической смерти в результате заговора был канонизирован Русской православной церковью.

Зримый аргумент в пользу владимиро-суздальского князя — белокаменный шедевр древнерусского зодчества, первый на Руси каменный храм во имя Пресвятой Богородицы, «честного Ея Покрова», построенный в 1165 году на стрелке рек Клязьмы и Нерли, который сегодня является одним из символов России.

Место для храма выбирал сам Боголюбский. На заливном лугу возвели рукотворный холм и «единым летом соверши», то есть за год, воздвигли храм-мемориал в память об умершем от ран, полученных в сражении с булгарами, сыне Андрея — Изяславе и о победе Андрея Боголюбского над волжскими булгарами. На перекрестке важнейших торговых путей между Суздалем, Ростовом и Владимиром, на холме, облицованном камнем, встала белоснежная церковь со шлемовидной главой, сооружение изысканных пропорций и гармонии. С трех сторон церковь окружали галереи. Широкая лестница вела к пристани.

60-5.jpg
Влахернская Богоматерь

Фасады храма впервые украшала скульптура. Центральная фигура — восседающий на троне царь Давид с псалтирью в левой руке и двуперстно благословляющий правой рукой. Его слушают звери. Львы, голуби, грифоны, женские лица с длинными косами опоясывают храм. Есть и барс, вставший на задние лапы (по-древнерусски — пардус), — древнейший знак русского народа. На контрасте с фасадом внутренность храма была щедро расписана. На куполе — Христос с ангелами и шестикрылыми серафимами. Яркие фрески на стенах гармонично переходили в цветную майолику пола.

Боголюбский лично водил дорогих гостей на богослужение в храм Покрова, сам писал молитвы на праздник: «Слово», «Служба». В цикле древнерусских памятников «Слово на Покров» есть приписываемое Боголюбскому «Проложное сказание». Это изложение «страшного и чюдного видения» юродивого Андрея и сообщение об учреждении праздника Покрова на Руси по воле некоего «владетельного князя».

Однако, как многие христианские праздники, Покров возник не на пустом месте. Обретшие единую веру православные «переименовали» древний языческий осенний праздник, знаменующий окончание полевых работ и сбора урожая. Но главное: влахернское чудо, которое созерцал пленный славянин Андрей, нашло отклик в славянской душе, к чуду всегда восприимчивой. Праздник стал близким и по духу, и по устроению. Подобно тому, как в древности израильтян из египетского плена вело в обетованную Землю облако, так и Русь обрела свое cветлое облако, которое дает силы, объединяет, спасает и ведет в Царство Божие.

Каков Покров…

Сегодня только в Москве насчитывается более десятка храмов, построенных в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Самый знаменитый из них, конечно, Покровский собор — храм Василия Блаженного на Красной площади, символ Москвы, «Иерусалим», украшающий столицу с XVI века. А самый посещаемый — храм Покрова Пресвятой Богородицы в Покровском ставропигиальном женском монастыре у Покровской заставы, где теперь покоятся мощи святой старицы Матроны.

Покровский монастырь был в Москве еще при Иване III, но сгорел. В 1655 году, по указу царя Алексея Михайловича, в память о скончавшемся в вечер Покрова патриархе Филарете возведен монарший храм во имя Покрова Богородицы. Земли под монастырь выделил еще его батюшка Михаил Романов, но началось строительство только через двадцать лет. На благое дело сподвигло монарха событие, случившееся в октябре 1653 года: именно тогда греческие купцы привезли в дар московскому царю знаменитую Влахернскую икону. Алексей Михайлович чтил ее особо. Теперь она хранится в Успенском соборе Московского Кремля.

60-2.jpg
Покров — праздник народный. В этот день устраивают ярмарки и играют свадьбы

Еще один дивной красоты московский храм — Покрова Пресвятой Богородицы в Филях. Дядя Петра I, Лев Кириллович Нарышкин, получивший в конце XVII века село в свою вотчину, построил там по собственному общему проекту (архитектор, возможно, Яков Бухвостов) церковь, которая стала родоначальницей стиля, получившего название московского барокко. Здесь сегодня и церковь, и филиал Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.

Как празднуется Покров? В воскресенье православные приходили в церковь всей семьей. Особенно стремились в этот день в храм юные барышни — помолиться о скорой свадьбе. Бабушка говорила: если поставить свечку перед иконой Покрова Божией Матери и сказать: «Покров, Пресвятая Богородица, покрой мою бедную головушку жемчужным кокошником, золотым подзатыльником» — то ночью обязательно приснится суженый.

Покров — праздник веселый. Потому в этот день испокон веков играли свадьбы. Во многих церквах в этот день после службы проводят праздничные чаепития и детские утренники.

А еще Покров богат на приметы. Говорят, что в этот день надо «запечь углы»: домовой спать укладывается, и его просят хранить тепло зимой. Для этого пекли специальные блинцы — блины небольшого размера. Первый блин делили на четыре части и разносили по углам как подношение — чтобы домовой был сыт и спокоен.





×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.