Гонка аутсайдеров. Помимо демократа Барака Обамы и республиканца Митта Ромни в выборах президента США 6 ноября участвуют около десятка независимых кандидатов и выдвиженцев малых партий. Шансов на победу они не имеют, зато вполне могут склонить чашу весов в пользу одного из лидеров. Они — часть американской политической традиции. Что это за люди и чем им дорога роль спойлеров — выяснял The New Times

38-1.jpg 38-2.jpg

«Вначале он сделал наши машины безопаснее, а еще через тридцать лет — сделал Джорджа Буша президентом» — журнал Atlantic Monthly написал это о Ральфе Нейдере, борце за права потребителей, окружающую среду и усиление мер безопасности в автомобилях. Пиком его популярности стало третье место с результатом 3% на выборах 2000 года, которые Джордж Буш-младший выиграл у демократа Альберта Гора с перевесом в 537 голосов в штате Флорида. За Нейдера, кандидата партии «зеленых», во Флориде проголосовали около 100 тыс. человек — в основном избиратели левых взглядов, которые в его отсутствие отдали бы голоса Гору. После этого Atlantic Monthly включил Нейдера в список 100 самых влиятельных американцев в истории, а политологи стали называть «эффект спойлера» на выборах «эффектом Нейдера».

Угроза для Ромни

Наибольшую угрозу потенциальные спойлеры на выборах-2012 представляют для кандидата Республиканской партии Митта Ромни. Прежде всего потому, что два самых заметных «кандидата второго эшелона» — экс-губернатор штата Нью-Мексико Гари Джонсон, выдвинутый в президенты от Либертарианской партии, и бывший конгрессмен от штата Вирджиния Вирджил Гуд, баллотирующийся от Конституционной партии, — в прошлом сами были республиканцами. По данным летнего опроса агентства Gallup, посвященного выдвиженцам малых партий, за Джонсона намерены голосовать 3% американцев, а рейтинг Гуда в масштабах страны составляет около 0,5%. При этом, как показывают исследования, разрыв между Обамой и Ромни колеблется в пределах статистической погрешности: последний опрос социологической службы «Расмуссен» дает 46% действующему президенту против 45% у кандидата республиканцев.

Впрочем, дело даже не в общенациональных рейтингах. «Не думаю, что кто-либо из кандидатов малых партий получит более 1% голосов, — признается в разговоре с The New Times политолог Джон Фортье, возглавляющий программу изучения демократии в вашингтонском Центре межпартийной политики. — Но если разрыв между лидерами гонки невелик, такой кандидат все равно может стать спойлером. То есть сыграть для одного из фаворитов гонки роковую роль, а другому, напротив, помочь выиграть».

Другая причина важности кандидатов-спойлеров заложена в самой схеме президентских выборов в США. Они, как известно, двухступенчатые: граждане голосуют за выборщиков от своих штатов, которые затем избирают президента страны. В каждом штате все выборщики достаются кандидату, набравшему относительное большинство голосов. Таким образом, возможна ситуация, когда кандидат, получивший бÓльшую поддержкув стране, уступает по голосам в коллегии выборщиков (в американской истории это случалось четырежды: в 1824, 1876, 1888 и 2000 годах). Исход выборов-2012 будет решаться всего в нескольких штатах, которые называют «неопределившимися» и в которых рейтинги основных кандидатов примерно равны. В их числе — все та же Флорида, а также Невада, Колорадо, Северная Каролина, Пенсильвания и Вирджиния. В этих штатах, как во Флориде в 2000-м, имя победителя могут определить десятые доли процента. Роль кандидатов от малых партий в такой ситуации становится не просто важной — решающей.

Спойлеры-2012

Почему серьезные мужчины с серьезной биографией соглашаются на роль спойлеров, не имея ни малейших шансов стать лидерами? «Я надеюсь, что меня будут считать спойлером, тогда люди начнут обращать внимание на то, что я говорю», — объяснил Гари Джонсон в одном из выступлений. Первоначально бывший губернатор Нью-Мексико участвовал в республиканских праймериз, однако покинул партию из-за того, что его не допустили к большинству теледебатов. Предвыборная программа Джонсона сочетает либертарианский подход к таким вопросам, как легализация марихуаны или разрешение однополых браков на федеральном уровне, с консервативными взглядами в экономике — и именно последнего больше всего опасаются в штабе Ромни. Джонсон обещает сократить федеральные расходы на 43%, с тем чтобы уже в следующем году представить Конгрессу бездефицитный бюджет (тогда как финансовый план кандидата в вице-президенты от республиканцев Пола Райана сможет обеспечить бюджетный профицит не раньше 2040 года), а также упразднить федеральный подоходный налог, заменив его единым налогом с продаж. Опросы, проведенные службой Public Policy Polling, показали, что рейтинг Джонсона в «неопределившихся» штатах Невада и Северная Каролина сейчас составляет соответственно 7% и 8% и что большинство его сторонников называют себя консерваторами, то есть потенциальными избирателями Ромни. Юристы Республиканской партии попытались аннулировать регистрацию Джонсона сразу в нескольких штатах (в США кандидаты в президенты регистрируются не на федеральном уровне, а отдельно в каждом штате. — The New Times), ссылаясь на нарушения при сборе подписей. Однако суды встали на сторону бывшего губернатора Нью-Мексико. Таким образом, 6 ноября фамилия Джонсона будет значиться в списках кандидатов во всех 50 штатах США.

Другой спойлер, кандидат в президенты от Конституционной партии Вирджил Гуд сумел зарегистрироваться в значительно меньшем количестве штатов, однако в его случае значение имеет лишь один — Вирджиния. Этот штат избирает 13 из 538 членов федеральной коллегии выборщиков. «Исход президентских выборов может решиться в Вирджинии, где рейтинги Обамы и Ромни практически равны, — подчеркивает Джон Фортье. — И даже если Гуд наберет в этом штате 1% голосов, этого может быть достаточно, чтобы склонить чашу весов в сторону одного из двух фаворитов гонки». Из всех кандидатов от малых партий, полагает собеседник The Nеw Times, Гуд заслуживает наибольшего внимания.


Если спойлер Гуд наберет в штате Вирджиния даже 1% голосов, этого может быть достаточно, чтобы склонить чашу весов в сторону одного из двух основных кандидатов


Экс-конгрессмен идет на президентские выборы под консервативными лозунгами: сокращение бюджетного дефицита, борьба с нелегальной и ограничение легальной иммиграции, прекращение финансовой помощи другим странам, запрет абортов, выход США из Всемирной торговой организации (ВТО). Гуд, представлявший один из округов Вирджинии в Конгрессе до 2009 года, сохраняет значительную популярность: по данным Public Policy Polling, на президентских выборах его готовы поддержать 9% жителей штата. «Гуд может отнять у Ромни необходимые ему голоса в одном из самых значимых «неопределившихся» штатов страны», — подчеркнул в разговоре с The New Times профессор политологии Университета Вирджинии Ларри Сабато.

Слева — пусто

Если демократы потирают руки, наблюдая за ростом рейтингов Джонсона и Гуда в ключевых штатах, то республиканцы могут рассчитывать только на собственные силы: спойлеров на левом фланге на ноябрьских выборах не будет. Формально таковой можно считать кандидата партии «зеленых», врача из Бостона Джилл Стайн (профессор Сабато отмечает, что «часть ее голосов могла бы оказаться в колонке Обамы»), однако она никогда не занимала выборных должностей и очевидно уступает в известности бывшему губернатору Нью-Мексико и бывшему конгрессмену из Вирджинии. Вполне возможно, после этих выборов «эффект Нейдера» на американском политологическом жаргоне будет называться уже «эффектом Джонсона» или «эффектом Гуда».



38-3.jpg
Благодаря Ральфу Нейдеру (на снимке) в 2000 г. победу одержал Джордж Буш-младший
Из истории спойлерства

• Первым кандидатом-спойлером в США считается восьмой президент страны, один из основателей Демократической партии Мартин Ван Бюрен: на выборах 1848 г. к тому времени уже бывший глава Белого дома, выдвинутый Партией свободной земли, набрал 10% голосов, лишив своего недавнего однопартийца Льюиса Касса шансов на победу (президентом стал кандидат партии вигов Закари Тэйлор, опередивший Касса на 5%).

• В 1992 г. независимый кандидат в президенты Росс Перо — техасский миллиардер, выступавший с консервативных позиций и забравший часть республиканских голосов, — получил 19%. Победителем стал демократ Билл Клинтон, опередивший республиканца Джорджа Буша-старшего на 5% голосов.





×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.