 Конкурентный checkism.  События последних недель поражают воображение: силовые ведомства яростно борются между собой. ФСБ — с Роснаркоконтролем, Генеральная прокуратура — со Следственным комитетом. Прокуратура закрывает одно из уголовных дел против замминистра финансов Сергея Сторчака, а комитет объявляет это действие незаконным и даже собирается подать на прокуратуру в суд. Зачем и кому нужна конкуренция между силовыми органами?
Конкурентный checkism.  События последних недель поражают воображение: силовые ведомства яростно борются между собой. ФСБ — с Роснаркоконтролем, Генеральная прокуратура — со Следственным комитетом. Прокуратура закрывает одно из уголовных дел против замминистра финансов Сергея Сторчака, а комитет объявляет это действие незаконным и даже собирается подать на прокуратуру в суд. Зачем и кому нужна конкуренция между силовыми органами? 
 
Сергей Гуриев
Казалось бы, все силовые органы возглавляют старые друзья и доверенные лица президента Путина, тогда почему бы — по предложению руководителя Роснаркоконтроля Виктора Черкесова — всем чекистам не объединиться в единую корпорацию, забыв о внутренних дрязгах? Дело не в субъективных предпочтениях чекистов, а в объективных потребностях высшего руководства страны. Проблема в том, что в стране без политической конкуренции власти стоят перед весьма неприятным выбором1 .
Информация как воздух
 Для того чтобы управлять своими подчиненными (среди которых, по выражению Владимира Путина, встречаются и «всякие проходимцы»), необходимо иметь информацию о состоянии дел в стране. Причем эта информация должна поступать не из бюрократического аппарата, иначе все отчеты будут содержать только хорошие новости вне зависимости от реального положения дел.
Для того чтобы управлять своими подчиненными (среди которых, по выражению Владимира Путина, встречаются и «всякие проходимцы»), необходимо иметь информацию о состоянии дел в стране. Причем эта информация должна поступать не из бюрократического аппарата, иначе все отчеты будут содержать только хорошие новости вне зависимости от реального положения дел.
Есть, конечно, простое решение — независимые СМИ. Но это решение в условиях таких режимов, какой сложился в сегодняшней России, не подходит: информация из СМИ дает знание о реалиях не только «верхним людям», но и всем остальным гражданам, и этим может воспользоваться оппозиция.
Другой вариант — нанять секретную службу, которая будет следить за бюрократами и докладывать информацию лишь начальству. Но в этом случае есть опасность сговора между наблюдателями и наблюдаемыми. Чтобы избежать этого сговора, надо создать для секретной службы очень сильные стимулы: необходимо платить большие деньги и выгонять (или даже сажать!) в случае обнаружения сговора. Но для того чтобы обнаружить сговор, нужна еще одна секретная служба — надзирающие над надзирающими, — которой тоже надо платить много денег. В общем, и секретные службы — это недешевое удовольствие.
Нефть определяет выбор
Наше исследование показало, что выбор властей зависит от того, насколько высоки ставки. В частности, в нефтяной стране ключевую роль играет уровень цен на нефть и размер нефтяных резервов. Если цены на нефть невысоки, то для руководства страны наименьшим злом все-таки являются свободные СМИ. При более высоких ценах лучше вообще не полагаться на независимые источники: прибыль от нефтяной ренты достаточно велика, а боязнь ее потерять в случае победы оппозиции столь серьезна, что для людей власти один выход — закручивать гайки. Правда, есть и проблема: рента хотя и хороша, но недостаточна для того, чтобы удовлетворить собственные потребности и при этом окупить огромные расходы на содержание секретных служб.
Но если цены на нефть запредельные, под $80 и даже $100 за баррель, то денег на сек- ретные службы, в том числе и надзирающие друг за другом, хватает.
А в нынешней российской ситуации эффект высоких цен на нефть усиливается приближающейся передачей власти — ставкой в игре выступает контроль над финансовыми потоками на много лет. Вот почему предложение Виктора Черкесова о едином и неделимом «чекизме» нереализуемо: передать монолитную вертикаль власти новому президенту невозможно.
Контроль за контролером
Система с наблюдающими друг за другом секретными службами — это не абстрактная конструкция. Она много раз была реализована в истории, в том числе и в России. Основываясь на архивных данных, историк Андрей Маркевич показал2, что Сталин выстраивал параллельные советские и партийные органы контроля, с тем чтобы, с одной стороны, избежать сговора между бюрократами, а с другой — снизить издержки на мониторинг и контроль. В работе Георгия Егорова и Константина Сонина «Диктаторы и визири»3 рассматривается ситуация с несколькими советниками (визирями) диктатора. Егоров и Сонин показывают, что если визири склонны доверять друг другу, то диктатор предпочтет отобрать на их должности не очень компетентных специалистов, пусть даже и в ущерб эффективности — для него важнее будет удержаться у власти.
Как говорили высшие руководители «Единой России», «птица с одним крылом летать не может». Так и в бюрократической системе нужны сдержки и противовесы, особенно в отсутствие парламентской оппозиции, независимых СМИ и гражданского общества. Именно такой «чекизм» (по-видимому, в том числе и от английского checks — сдержки) и построен сейчас в России.
____________________________
  
 1 Сергей Гуриев, Георгий Егоров, Константин Сонин. Свобода прессы, мотивация чиновников и «ресурсное проклятие»: теория и эмпирический анализ // Вопросы экономики. 2007. № 4.
  
 2 Andrei Markevich. How Much Control is Enough? Monitoring and Enforcement under Stalin // CEFIR Working Paper. 2007. December. № 110.
  
 3 Георгий Егоров, Константин Сонин. Диктаторы и визири: экономическая теория лояльности и компетентности.