#Ex Libris

Ex libris Юрия Афанасьева

06.09.2012 | № 27 (254) от 03 сентября 2012 года

41-01.jpg
«С книгами работаю углубленно». Ученый, политик, историк, основатель РГГУ Юрий Афанасьев читает то, что помогает понять современную Россию

41-02.jpgВыбор книг для чтения мне часто диктует ситуация — или возникают какие-то острые вопросы в жизни России, или я занимаюсь подготовкой своих публикаций. Всегда читаю одновременно несколько книг, как минимум 4–5 постоянно у меня во внимании. И на работе они даже лежат на столе открытыми. К каким-то из них я возвращаюсь по второму и третьему разу. Какие-то пока еще только просматриваю. Какие-то уже все исчеркал, сделал закладки, заметки на полях. И в данный момент у меня тоже несколько книг, с которыми я углубленно работаю.

1. Возобновил издание журнал «Отечественные записки», первая книга после перерыва посвящена очень интересной теме — что такое российский народ. Очень солидные, авторитетные авторы — Вячеслав Глазычев, Симон Кордонский, Алексей Муравьев, Виталий Найшуль, Наталья Зубаревич предприняли попытку, пожалуй, вторую после Герцена, ответить на этот непростой вопрос, понять, что такое российский народ сегодня и правомерно ли вообще говорить об одном народе в отношении России. Получился очень глубокий социологический, исторический и политологический анализ.

2. Серьезный труд Андрея Пелипенко «Постижение культуры», первая книга называется «Культура и смысл». Сейчас много говорят и пишут о том, что мы современники окончания самых разных эпох. В частности, что заканчивается эпоха господства «белого человека», то есть западной, европейской цивилизации. Что на смену человеку слова, или смысла, приходит человек цифры, который все подсчитывает, все рассчитывает. Иными словами, человек выгоды, для которого важно, что иметь, а не чем жить.

3. Еще передо мной изданная Институтом Гайдара книга «Насилие и социальные порядки» трех американских авторов — лауреата Нобелевской премии по экономике Дугласа Норта, Джона Уоллиса и Барри Вайнгаста. Эти ученые — экономист, историк и социолог — ставят вопрос о том, что теми средствами науки, которыми ранее исследовались человеческие общества и цивилизации, добиться какого-то результата уже невозможно, нужна новая исследовательская повестка для всех общественных наук. И они пишут и о будущем социальных наук. Подзаголовок у книги — «Концептуальные рамки для интерпретации письменной истории человечества». Авторы, в частности, классифицируют все страны современного мира с точки зрения свободы доступа населения к ресурсам — как материальным, так и духовным. И по этому критерию измеряют степень свободы и насилия в той или иной стране.

4. Олдос Хаксли, роман «Через много лет». Книга написана в конце 30-х годов прошлого века, но своего значения, актуальности, глубины не теряет до сегодняшнего времени. Это не теория, не социология, не политология, а попытка ответить на вопрос: что такое демократия в человеческом измерении. Хаксли не описывает какой-то конкретный случай, он пишет о том, как чувствуется, как ощущается демократия в повседневности.

5. Я думаю, что если кто-то возьмется перечитать «Вечный фашизм» Умберто Эко, то многое поймет в том, что происходит сегодня в России. Умберто Эко описывает калейдоскопичность этого понятия, и в то же время при всей калейдоскопичности кристаллики все равно складываются так, что можно безошибочно определить — да, это действительно фашизм. Читая эту книгу, понимаешь, почему мы говорим, что во Вторую мировую войну боролись с фашизмом, хотя, если быть точнее, определеннее, то боролись с национал-социализмом; почему Германию назвали фашистской Германией, а не национал-социалистической. Это не случайно, Сталину было неудобно говорить о национал-социализме. Между социализмом советским и социализмом гитлеровским, конечно, различий очень много, в немецком национал-социализме было больше расизма. Но тем не менее есть какие-то глубокие основания, которые делают возможным типологически сопоставлять и сравнивать, как однотипные, эти два «социализма». Умберто Эко дает характеристики, держа во внимании огромный комплекс идеологических, политических, социальных, гуманистических проблем. И понятно, почему такое название — «Вечный фашизм».






×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.