#In Memoriam

Лия Ахеджакова об Игоре Кваше: «Человек отваги»

2012.09.02


40-01.jpgОн был из той когорты, которая основала «Современник». И всю жизнь их, основателей — Олега Ефремова, Лилю Толмачеву, Галину Волчек, Олега Табакова, — связывали какие-то нити, очень для них важные. Игорь был учеником знаменитого театроведа Виталия Виленкина в Школе-студии МХАТ, дружил с ним, благодаря ему, кстати, проникся любовью к Булгакову. Там же преподавал Андрей Синявский, и Игорь, между прочим, подписывал письма в защиту Синявского и Даниэля, а в ту пору это было очень опасно. И оттуда же, из Школы-студии, дружба с Ефремовым. Эта дружба и работа с Олегом Николаевичем тоже его сформировали. Первая роль Игоря в «Современнике» — в спектакле «Вечно живые», он играл там юного солдата, который приезжает с фронта и рассказывает о гибели главного героя. Мальчика зовут Володя, как отца Игоря — он ведь Владимирович, и отец его тоже погиб на фронте. Я думаю, эта роль была для Игоря невероятно важной.

Он был потрясающий актер и замечательный партнер, один из лучших в моей жизни. На сцене всегда работал не на себя, не на зал, а на партнера. Это не все умеют. Более того, он был еще очень порядочный, чистоплотный артист. Он никогда не стал бы играть то, что ему претит по-человечески, и то, против чего у него шерсть дыбом встает. Мне скажут — вот он Сталина играл. Но речь не о персонаже — я знаю, почему он играл эту роль. Он хотел что-то сделать для уничтожения этого имиджа, который засел в сознании у очень многих из нас. Как артист я это хорошо понимаю. Но он никогда не соглашался играть то, что претило его представлению о правильном и должном. У них однажды из-за этого была ссора, и очень серьезная, с Галиной Борисовной Волчек. Но потом они все равно помирились, потому что их связывала великая вещь — театр, который они создали и который жив благодаря им. Таких друзей терять невозможно, нельзя.

Сейчас, после утраты, в первую очередь вспоминается, какой он был человек. Невероятно порядочный и отважный, готовый отстаивать значимые для него гражданские и человеческие позиции. В августе 1991 года, когда я сбежала со съемок и мы с Львом Дуровым рванули к Белому дому, мы нашли там Игоря Квашу. Он стоял в той цепи, которая защищала Дом правительства. В нашем театре я да он, мы всегда подписывали письма в защиту тех, кого травили, гнобили, сажали в тюрьму. В нашей актерской среде не очень много таких — вот он да Рязанов, да, может быть, Ясулович. И совершенно неудивительно, что после недавних выборов он снялся на видео, где призывал на митинг против фальсификаций. И если бы он не был так болен в последнее время, не лежал подолгу в больнице, он бы, конечно, сам пришел и на Болотную, и на Сахарова. Причем не речи толкать, а стоял бы в этой толпе московской интеллигенции, которая выходила на улицу и в мороз, и в дождь, и в грозу.

Недавно один мой знакомый в компании, где спорили, надо ли подписывать письма в защиту, в частности, Pussy Riot, сказал, что артисты — это сфера обслуживания. В смысле — твое дело петь, играть, а не лезть в политику. Игорь был не из этой сферы. И если наступали на его чувство порядочности, справедливости и чистоты человеческого поведения, он становился яростным, просто вцеплялся в собеседника. И я думаю, если бы он был за тем столом, где сказали, что актеры — это сфера обслуживания, он бы разорвал на части этого человека, просто порвал бы его, потому что он был еще и боец.

Я ужасно скорблю о том, что его нет. Это те раны, которые не заживают ни на одном организме, даже на таком самовоспроизводящемся, как театр. Мне кажется, что театр наш эту потерю не сумеет возместить…




Shares
facebook sharing button Share
odnoklassniki sharing button Share
vk sharing button Share
twitter sharing button Tweet
livejournal sharing button Share