Молитва о свободе

04-3.jpg

Многие в России знают, как она поет, немногие — как говорит. 7 августа в самый разгар концерта Мадонны в Москве вдруг возникла пауза — и поп-дива обратилась к залу:

«Спасибо, Москва! Я вас тоже люблю… Вот в первом ряду стоит человек, на нем футболка с надписью «Sagarro Jo»… Все, кто бывал раньше на (моих) шоу, знают, что эта песня — о свободе… Здесь, на сцене, со мной люди из разных уголков земли — из Африки, Америки, из Франции, из России, из Англии. Христиане, мусульмане, иудеи, геи, натуралы — все, кого вы только можете представить. Но мы — семья. Мы — вместе. Мы — люди. И вот это последнее слово — «люди» — самое важное… Мне очень повезло, потому что я из Америки, страны где можно свободно выражать себя, свою точку зрения. Как артистка, как человек и как женщина я пользуюсь этой свободой. Даже если другие люди и правительство со мной не согласны. И это — демократия. Мои мечты и мои молитвы — о том, чтобы каждый повсюду в мире имел это право. Поэтому я хочу сказать несколько слов о Pussy Riot. Я знаю, не на все вопросы есть однозначные ответы, и я не хочу проявить неуважение ни к Церкви, ни к правительству. Но я думаю, что эти три девочки — Маша, Катя и Надя — совершили нечто смелое. Они находятся под арестом уже пять месяцев, и они уже заплатили цену за свой поступок. И я молюсь за их свободу… Я знаю, что каждый на этой сцене чувствует то же самое. И все мои фанаты в этом зале знают, что они заслуживают права быть свободными… Так давайте надеяться, что однажды мы действительно будем жить в обществе, где царят мир, свобода и терпимость».

Зал взорвался овацией. Правда, видеокамера зафиксировала и молодой девчачий голос где-то справа и совсем близко от сцены. «Это не твое дело!», — несколько раз крикнула она. Соседи по залу не поддержали.



Падение с Олимпа

Проведя ударный уик-энд на Олимпиаде в Лондоне, сборная России завершила игры с 82 медалями, 24 из которых — золотые. Спортивные руководители страны уже выразили полное удовлетворение достигнутыи результатом, отметив, что мы превысили показатели прошлой Олимпиады в Пекине на 9 медалей, в том числе на одну золотую. И это истинная правда, но правда и то, что впервые в новейшей истории российская олимпийская команда оказалась за пределами первой тройки в общем зачете. Отметим, что традиционно по ранжиру олимпийского зачета команды выстраиваются именно по количеству золотых медалей. И здесь мы уступили не только ушедшим далеко вперед сборным США (40 золотых) и Китая (38 золотых), но и команде хозяев — Великобритании (29 золотых).

04-tab-490.jpg
Как бы ни повторяли в своих интервью министр спорта Виталий Мутко и глава Олимпийского комитета РФ Александр Жуков слова о том, что Россия остается великой спортивной державой, тенденция налицо: в 90-х годах наша сборная уверенно держала общекомандное второе место после американцев, в 2000-х пропустила вперед еще и китайцев, в 2010-х, видимо, придется мерить свое величие 4-5 местами. Уместно вспомнить, что на последних зимних олимпийских играх в Ванкувере сборная России вообще вылетела из первой десятки (также впервые в истории). Тогда ответстственным за провал был назван глава Олимпийского комитета Леонид Тягачев, лишившийся должности. А вот министра спорта Виталия Мутко ничего не берет: ни смены правительства, ни олимпийские неудачи. Интересно, после Лондона он тоже сохранит свое кресло?



Под властью огня

04-1.jpg

145 лесных пожаров бушевало на территории России 10 августа. Согласно данным Рослесхоза, в этот день огнем была охвачена площадь 12,34 тыс. га — главным образом в Красноярском крае, Томской области, Якутии. Всего же, по информации ведомства, с начала лета случилось 16,8 тыс. лесных пожаров, огонь выжег 1,4 млн га. Рослесхоз объясняет бедствие жаркой погодой, неосторожным обращением граждан с огнем и сухими грозами. Независимые экологи считают данные чиновников сильно заниженными. Как утверждает координатор лесных программ «Гринпис России» Алексей Ярошенко, территория, пройденная лесными пожарами за лето, составляет уже около 10 млн га. При этом он ссылается на показания со спутников, которые «в разы отличаются от данных, обнаруженных только авиацией и наземными силами». Площадь сгоревших этим летом лесов, убеждены экологи, существенно превышает ту, что пострадала в самое жаркое за последние годы лето 2010-го. Тогда ущерб от лесных пожаров, согласно официальным данным, составил 85,5 млрд рублей.



Вельский прорыв

04-2.jpg

Настоящей сенсацией стало принятое 8 августа решение председателя Вельского суда Архангельской области Виктора Иванова снизить срок экс-главе МЕНАТЕПа Платону Лебедеву на 3 года 4 месяца, что позволяет ему выйти на свободу через полгода — 2 марта 2013-го. Помешать этому может разве что поданная 10 августа кассационная жалоба прокуратуры Архангельской области, не согласившейся с «чрезмерным снижением» наказания Лебедеву. Арифметика у прокурорских простая: судья Иванов скостил срок экс-главе МЕНАТЕПа с 13 лет до 9 лет и 8 месяцев, тогда как сторона обвинения настаивала на меньшем снижении — до 11 лет и 3 месяцев. Откуда разночтения?

Иванов руководствовался поправками, внесенными в УК РФ в декабре 2011 года в свете президентских (медведевских) инициатив по смягчению наказания за экономические преступления. Но суды подошли к нововведениям предельно осторожно — сроки «экономическим» если и снижали, то по минимуму — на месяцы или год-два. Например, юкосовцу Владимиру Переверзину, вышедшему на свободу досрочно, скостили 1 год и 2 месяца.



Человек с легким дыханием

04-4.jpg

Смерть выдающегося человека принуждает говорящего о нем к пафосу. Но Петр Фоменко был пафосу чужд. На одном из заседаний режиссеров, где всерьез и глубоко говорили о судьбах русского театра, о его величии, Фоменко призвал собравшихся к «легкому дыханию». Чтобы среди возгласов о величии не пропало само величие. А величие русского театра (теперь это уже можно сказать) в наше время держалось на Петре Наумовиче Фоменко.

В 1993 году мы, студенты театроведческого факультета, начали учебу в ГИТИСе одновременно с новым курсом Петра Фоменко. Полина Агуреева, Инга Оболдина, Елена Невежина, Михаил Крылов, Владимир Епифанцев, Гарольд Стрелков, Илья Любимов тогда, как и мы, были первокурсниками. Наш педагог Наталья Крымова советовала нам пристально следить за тем, как развиваются ученики Фоменко — это был элитный курс академии, все поступающие в театральные вузы мечтали там учиться. А те, кого выбрал Фоменко, считали себя счастливчиками.

Петром Фоменко был построен театр-дом, в котором создавались шедевры, на который обрушивались премии и награды, но он не переставал быть домом. Как в МХТ при Станиславском ходили на «Три сестры» и говорили: «Идем в гости к Прозоровым», так и посещение его театра становилось таким «походом в гости».

Его спектакли становились частью личного опыта. «Великолепный рогоносец» в «Сатириконе» с Константином Райкиным в главной роли — наверное, самый исповедальный спектакль Петра Фоменко. Это был спектакль о высокой болезни, которой болен каждый большой художник — о власти воображения над реальностью. Главный герой, деревенский поэт Брюно, говорил: «Вдохновение выводит меня за пределы здравого смысла».

Люди, находящиеся «за пределами здравого смысла», создают настоящее искусство.

Альбер Камю говорил: «Искусство мало чего стоит без реальности, но и без него реальность не много стоит».

Спектакли Петра Фоменко подтверждали эти слова.

Без пафоса сказать все-таки не получилось.

Артур Соломонов




×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.