#Ex Libris

Ex libris Станислава Жицкого

17.08.2012 | № 23-24 (251) от 13 августа 2012 года


«Люблю, когда ловко, увлекательно и стильно написано». Художнику, дизайнеру Стасу Жицкому нравится самому находить книги

59-1.jpg

Профессиональную литературную критику я не читаю, разве что случайно. Книги вылавливаю самостоятельно, наугад. Попадается бешеное количество мусора, конечно, но есть и замечательные находки.

1. Вот, например, когда увидел книгу Алексея Моторова «Юные годы медбрата Паровозова», я понятия не имел об авторе, что неудивительно, так как это его первая книга. Я решил, что будут смешные байки, и рискнул — ну, для некоторого читательского отдыха — купить анекдоты из жизни медиков. Но как только начал читать, сразу понял, что баек не будет, что сейчас начнутся героические будни работников медицины или, наоборот, негероическая чернуха и депрессуха. Оказалось, что не то и не другое, а вполне серьезный рассказ о том, как автор в 1980-е работал медбратом, и не просто работал, а ему эта работа нравилась, и вообще нравилось жить на свете, и он об этом по-человечески, хорошим языком рассказал.

59-2.jpg2. Прочитал роман Александра Чудакова «Ложится мгла на старые ступени…» В 2001 году он, оказывается, был выдвинут на «Русского Букера», но тогда не получил, а получил «Букера десятилетия» только в 2011-м, причем посмертно, что, конечно, довольно грустно. Главный герой — как бы дед автора (такой полупрототип), несостоявшийся волей советских судеб священник, который добровольно уехал в Казахстан, чтобы не быть арестованным. То есть он сам себя отправил в ссылку, чтобы избежать лагерей. И вот живет там, в довольно диких местах, занимается сельским хозяйством. Растворился на просторах России и призвание свое растворил, стал крестьянином. Из книги можно узнать, как сложить печь или взнуздать коня, при этом написано так увлекательно, со знанием дела, что уже хочется действительно взнуздать этого коня.

3. Литературное открытие для меня — роман Марины Степновой «Женщины Лазаря». После него нашел все, что было у этого автора, хотя написала она очень мало, кроме этого романа еще несколько рассказов и повесть. Но, по-моему, это очень хорошая литература, ни на что не похожая, со своим сильным и богатым языком. Когда открываешь книгу, первая реакция эмоциональная: «Ух ты!» — настолько здорово написано. По стилю то ли семейная сага, то ли любовная история, в общем, про любовь, про героя, который любит и не умеет любить, в результате чего все оказываются в трагических ситуациях, и это на фоне не менее трагической русской истории. Действие начинается в страшные сталинские времена, главный герой — ученый, похожий на Ландау. Отличный психологический роман, стилистически шикарный, и в нем, мне кажется, каждый мог бы для себя найти что-то, даже слезливым девушкам понравится.

4. Интересны «Воспоминания» Александра Пастернака, брата знаменитого поэта, он был архитектором. «Главный» Пастернак там, безусловно, присутствует, но книга интересна не только этим, даже больше, пожалуй, точным, внимательным отношением к жизни того времени, включая самые мелочи, и богатым языком. Написано не сухо, не скупо, с хорошими литературными подробностями. Стоит почитать не только затем, чтобы узнать что-то о знаменитостях того периода, но и впечатления, например, о полете Уточкина на одном из первых самолетов. Или описание квартиры поэта со всеми нюансами и закоулками.

5. Читаю Алана Брэдли в серии «Тайны Букшоу»: «Сладость на корочке пирога», «Сорняк, обвивший сумку палача», «Копченая селедка без горчицы» — вот такие веселые названия. Это по-британски эксцентричные детективы (хотя автор — канадец), причем современные, в наши дни написанные, но действие происходит в 1950-е годы в английской провинции. Главная героиня — детектив-любитель, и это маленькая девочка. Она любительница химии, живет в разоряющемся поместье своего папы, воюет с сестрами и по ходу раскрывает всякие трагические происшествия. Очень ловко, здорово, увлекательно и стильно написано. И это совершенно не детская книга, не «Пеппи Длинныйчулок», я даже уверен, что детям это читать будет неинтересно. Просто ловкий прием: героиня — ребенок, а книжка совершенно взрослая.




×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.