#Картина мира

Советы постороннего

31.07.2012 | Гаджиев Мовсун, Минск

Громкие отставки в силовых структурах Германии

МВД Германии официально подтвердило факт увольнения руководства федеральной полиции. Указом министра внутренних дел ФРГ Ханса-Петера Фридриха уволены глава ведомства Маттиас Зегер и двое его заместителей — Вольфганг Ломанн и Михаэль Фрес. Скандал разразился из-за вскрывшихся фактов «тесного сотрудничества» руководства немецкой полиции с белорусским МВД

Zeger-240.jpg
Маттиас Зегер
Зегер занимал должность руководителя федеральной полиции ФРГ с марта 2008 года. Главной причиной кадровой чистки аналитики называют «внутренние конфликты» в ведомстве. Зегер, в частности, выступал против предложенной руководством МВД реформы, которая предполагала слияние федеральной полиции и федерального управления уголовной полиции в одну структуру. Другой важной причиной его увольнения, убеждены многие комментаторы, стал «белорусский фактор». О чем идет речь?

В 2009 году шеф Зегер побывал с рабочим визитом в Минске, встречался там с руководством МВД Белоруссии в целях «обмена опытом». Конкретика о встречах в прессу не просочилась, если не считать реплики тогдашнего зам главы белорусского МВД Евгения Полудня, брошенной в разговоре с журналистам: белорусская милиции при организации правопорядка на массовых акциях впредь «намерена перенять немецкий опыт». А потом уже и другие должностные лица в Минске принялись указывать на важность изучения опыта немецких коллег при подавлении массовых беспорядков, которые в Германии провоцируют время от времени неонацисты и ультралевые. А летом 2009-го подразделения белорусского ОМОН побывали в Германии, где прошли курс обучения на одной из баз немецких сил быстрого реагирования.

Новые контуры

С осени 2009 года работа белорусских силовиков по подавлению акций протеста и впрямь обретает новые контуры. Методы, которые немецкие полицейские используют для борьбы с экстремистами, в Белоруссии первыми ощутили на себе журналисты, работающие на оппозиционных митингах и пикетах: в разгар акции как-то незаметно в появляются спортивного телосложения люди и принимаются плотно «опекать» в первую очередь теле- и фоторепортеров: толкаются, сбивают, как бы невзначай, с ног, закрывают руками объективы камер, если рядом омоновцы бьют кого-то из манифестантов. А однажды, как напомнил The New Times и.о. главы правозащитного центра «Весна» Валентин Стефанович, в лицо оператору НТВ распылили содержимое баллончика со слезоточивым газом.

После протестов Белорусской ассоциации журналистов примерно с начала 2010 года на акциях протеста начинают появляться пресс-офицеры, задача которых — «обеспечивать безопасность работников СМИ». Обеспечение проходит весьма своеобразно: пресс-офицеры пытаются отвести журналистов подальше от эпицентра событий, ссылаясь на интересы их собственной безопасности. При этом силовому «опекунству» ребят в штатском пресс-офицеры никак не мешают: мол, это люди не из милиции, мы за их действия не отвечаем».
Belarus-490.jpg
Минск. 19 декабря 2010 года.

Но ярче всего плоды немецко-белорусского сотрудничества проявили себя во время событий на площади Независимости в Минске 19 декабря 2010 года, сразу после президентских выборов. В обычной практике белорусской милиции противостояние силовиков и демонстрантов выливались в массовую драку, которая могла длиться часами. Даже после разгона основной массы протестующих возникали локальные очаги сопротивления, подавление которых стоило ОМОНу немалых трудов. 19 декабря 2010 года милиция резко изменила почерк. Спецназ профессионально рассек толпу на несколько частей, отделив самую активную часть от остальной массы. Весь разгон самой многочисленной акции белорусской оппозиции за последние 10 лет — на площади, по разным данным, было от 40 тыс. до 70 тыс. человек — занял считанные минуты. «Нам хватило 7 минут», — хвалился в ходе пресс-конференции 20-го декабря Александр Лукашенко.

«Это возмутительно!»

Разумеется, о «немецком следе» в действиях белорусского ОМОНа тогда никто не догадывался. Первые слухи о том, что белорусские силовики, подавляя акции протеста, действуют по хрестоматийной методике немецких коллег, просочились в немецкую прессу только в конце прошлого года. Глава фракции левых в Бундестаге Грегор Гизи обратился к федеральному правительству с просьбой проверить эти факты. Было начато служебное расследование.

И вот — громкие отставки. Сейчас Маттиас Зегер всячески открещивается от обвинений в «тесных связях» с Минском: «Это возмутительно! Это абсолютное безобразие»! В интервью газете Tagesspiegel он уверял, что сотрудничество немецких полицейских с белорусской милицией касалось исключительно вопросов охраны границы и не имело никакого отношения к политике. По словам господина Зегера, все его контакты с белорусскими властями были санкционированы МВД Германии и прервались около двух лет назад, когда Белоруссия «все больше и больше начала скатываться к диктатуре».

Можно подумать, до того власть Александра Лукашенко была чем-то иным…






 


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.