Свобода слова.
Дорого.
Поддержи The New Times.

#Комплексы

Всё на продажу

15.07.2012 | Холина Арина | № 22 (250) от 25 июня 2012 года


Всё на продажу. Брак по расчету, секс ради карьеры — эксплуатация сексуальности считается социальным вирусом. Но общество в этом вопросе явно придерживается двойных стандартов

42-1.jpgВ финале сериала «Безумцы»/Mad Men боссы рекламного агентства «Стерлинг Купер» уговаривают рыжую красавицу Джоан переспать с клиентом, чтобы спасти фирму от разорения. Она соглашается — за процент от сделки. 

Такой сюжетный ход вызвал легкий скандал. Сериал считался феминистским, когда выяснилось, что одна из самых ярких и успешных героинь, по мнению мужчин, так и осталась говорящей вагиной.

Законы мачо

«Это не сугубо американская история, и не сугубо шестидесятническая. Джоан всегда полностью контролировала и калибровала собственную сексуальность, — говорит Михаил Идов, постоянный автор The New York Times, главный редактор GQ Россия. — Но в данном же случае за ее личный выбор проголосовали четверо мужчин в переговорке. Именно это голосование, а не то, что за ним следует, и является насилием; после него никто из участников не взглянет на Джоан как на равную».

Даже в самом эмансипированном обществе большинство голосов все-таки у мужчин. Бизнес — это территория мачо, и вопрос твоей репутации и твоих возможностей будут решать люди, которые страдают не только сексизмом, но и тяжелыми комплексами неполноценности. «Чаще всего это мужчины, которые не могут сами познакомиться с девушкой, — говорит владелец рекламного агентства, который захотел остаться анонимным. — Они берут сотрудниц, домогаются их, увольняют, если они им не дают. Один знакомый, например, карьеру девушкам не обещает, но приплачивает сверху или дарит подарки. Некоторые, кто похуже в моральном плане, считают, что и так нормально, что секс — он как бы по умолчанию. В больших компаниях, где работает много женщин, постоянно такой идиотизм. В одном издательском доме все знали, что у коммерческого директора связь с девушкой, которую он старательно двигал и повысил до директора по рекламе. Недавно он уволился, и все ждут, что с этой девочкой будет дальше. То, что она бестолковая, знает весь издательский дом. У нее, конечно, паника-истерика, она срывается на сотрудников. Тот же персонаж домогался еще одной барышни, которая ему отказывала, в итоге он не давал ей расти, несмотря на то что она реально очень хороший профессионал. Вот она и сидит обычным менеджером. А вообще это общая проблема — в большинстве своем мужики боятся знакомиться с красивыми женщинами и поэтому пользуются своим служебным положением».

42-2.jpgЖертвы выбора

Другая сторона может использовать секс для карьерного продвижения. Некоторые девушки не сильно против, если в их неписаные служебные обязанности входят такие вещи. «Они воспринимают это как способ быстро сделать карьеру, — считает Ирина Костерина, координатор гендерных проектов Фонда Генриха Бёлля. — Такие истории существуют, люди могут относиться к ним негативно, но как исследователь я могу сказать, что так устроено общество. Есть ограничения, которые женщина может преодолеть, только используя свою сексуальность. Может, не впрямую постель, но обаяние, привлекательность, чтобы чего-то добиться. Пришла девушка устраиваться на работу, надела короткую юбку, поулыбалась — и считает, что ее охотнее возьмут. Иногда так и бывает, если босс ценит в женщинах красивую внешность. Она как аксессуар его офиса, показатель статуса. У меня есть знакомая, которая с помощью секса добивается самых разных материальных благ. Она сексуальность использует где только возможно — даже чтоб бесплатно доехать на такси. У нее был мужик, который возил ее отдыхать, — жену не брал, ее брал. Шубы со скидками покупала, потому что спала с директором какой-то там шубной базы. Я ее не осуждаю, у нее такой вот способ. У меня даже был знакомый мужчина, который точно так же использовал свою внешнюю привлекательность. Рассказывал, как получил работу, переспав с какой-то там теткой. Меня в таких историях смущает только одна вещь — когда люди начинают строить из себя жертву. Вот тот знакомый рассказывал: «Было противно, но я был вынужден». С этого момента я начинаю очень скептически относиться к подобным историям, потому что в большинстве случаев это все-таки личный выбор человека. Кто-то переспит с начальником, чтобы быстро получить работу, а кто-то будет ходить на десять собеседований и продвигать себя как профессионала».

Секс-ресурс

Конечно, трудно на полном серьезе осуждать тех, кто может и желает использовать собственную сексуальность для личных целей, но не стόит закрывать глаза и на то, что у этого явления есть другая, темная сторона. Например, есть женщины, которые находятся в заведомо уязвимой ситуации, — это мигрантки. У них нет денег, нет образования, нет связей, они никуда не могут пойти пожаловаться — и огромное количество случаев, когда такие женщины устраиваются на работу (кем угодно — продавщицами, поломойками) и вынуждены оказывать сексуальные услуги людям, которые их нанимают. У них на самом деле нет выбора. Поэтому подмосковные детские дома сейчас переполнены детьми, от которых эти женщины отказываются, уверяет Ирина Костерина. Женщины приезжают из мусульманских республик, они не могут легитимизировать перед родственниками детей, которых рожают в 19 лет неизвестно от кого, у них нет денег и прав. Так получается, что мужчинам патриархального склада, которые традиционно предрасположены опекать и продвигать женщину, вступившую с ними в связь, безразлично, по доброй воле или против нее развиваются эти отношения. «Женщины всегда воспринимаются как некий ресурс, как ресурс воспроизводства и обслуживания мужчин, — говорит Наталья Биттен, активистка инициативной группы «За феминизм». — Это восприятие мужчинами как социальной группой — женщин тоже как социальной группы».


Есть ограничения, которые женщина может преодолеть, только используя свою сексуальность


Но, несмотря на то что люди всегда будут манипулировать друг другом, в том числе и сексуально, и это не отменить никогда, воззрения даже такого отсталого общества, как российское, постепенно изменяются. «Результаты современных социологических исследований, которые проводит Фонд Генриха Бёлля, показывают, что директора фирм все в меньшей степени обращают внимание на пол и привлекательность человека, — говорит Ирина Костерина. — Крупным бизнесменам важно, чтобы человек был профессионалом. У меня были студентки, которым я рассказывала о гендерных исследованиях и говорила, что это нехорошо — все время использовать сексуальность для достижения своих целей, потому что они ставят себя в зависимое положение, — и они на меня смотрели так, будто я говорю глупость несусветную. А сейчас это все чаще дело личного выбора, а не общее правило».




×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики. Отключение cookie-файлов может привести к неполадкам в работе сайта.
Продолжая пользоваться сайтом без изменения настроек, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов.