«От любви до ненависти читателя к писателю — один шаг». Лауреат «Русского Букера» за роман «Цветочный крест» подтверждает это на своем опыте

У меня всегда в процессе чтения три-четыре книги, которые я читаю даже в очередях.

2. Литературный альманах «Аргамак — Татарстан» мне присылают по почте — когда-то я каким-то образом оказалась в базе их рассылки и с тех пор с удовольствием получаю свежие номера. В нем порой много официоза — редакция отрабатывает бюджетное финансирование. Но все искупают великолепные подборки поэзии! Ни в одном нынешнем «толстяке» я не читала столько пронзительных стихов современных авторов. Думаю, это заслуга главреда «Татарстана» Николая Алешкова, который окончил Литинститут им. Горького, отделение поэзии. Имена всегда мне неизвестные, но по сути — великие. Владимир Скиф: «Душа потянется к звезде среди пространства голого. Чугунный ворон на кресте луны проглотит олово». А как может не сжаться сердце, когда читаешь, например, стихотворение Равиля Бухарева, посвященное погибшему сыну Василию: «Мой мальчик, потерпи еще чуть-чуть, уже не так долга моя дорога…»
3. «Басилевс» Ольги Славниковой сватаю всем знакомым и незнакомым: «А «Басилевса» читали? Нет?! О-о, как я вам завидую — вы его впервые прочитаете!» Басилевс — кличка кота, живущего у загадочной старухи. Я так люблю писателя Славникову, что читаю все, что могу найти — пересмотрела даже старые журнальные статьи, о которых, наверное, и сама Ольга забыла. У меня дома целая подборка Славниковой — от «Любви в седьмом вагоне» до «2017», от «Стрекозы, увеличенной до размеров собаки» до «Легкой головы». Дочитав любую из ее книг, полную таинственных метафор, впадаю в такое горе от расставания, что начинаю изучать все, что напечатано на технических страницах: тираж, классификатор, адреса редакции и типографии — лишь бы продлить связь с текстом.
4. Еще одна книга, вызвавшая продолжительное психоэмоциональное наслаждение, — «Лев Толстой: бегство из рая». Кажется, про Толстого написано столько, что нормальный человек в здравом уме и твердой памяти не возьмется за эту тему: сколько ж можно про «непротивление злу насилием»?! Но вот пришел Павел Басинский и написал на, прямо скажем, заезженную тему «гениальный Лев Николаевич и его истеричная супруга Софья Андреевна» так, что невозможно оторваться. Невероятно гармоничный, ясный, прозрачный язык и любовь автора ко всем без исключения героям толстовской драмы — вот тайна его «кухни». А узнаете вы из документальной книги о последних днях жизни Толстого, проведенных на железнодорожной станции Астапово. Но в эти несколько предсмертных дней Басинский вместил всю огромную жизнь Толстого и все его гигантское влияние на мир и человечество.
5. Эдуарда Лимонова я читаю много и каждый раз либо восторгаюсь, либо ненавижу так, что выбрасываю (в прямом смысле) его книжку. Писатель Лимонов — всегда доказательство, что от любви до ненависти (читателя к писателю) — один шаг. Подошла к нему как-то на «Нацбесте» и любовно сообщаю: «Очень люблю вашего «Эдичку». (Имею в виду роман «Это я, Эдичка».) А Лимонов, будучи ниже меня ростом, ухитрился посмотреть на меня сверху вниз: «Видимо, вы ничего другого моего не читали». «Книга мертвых» понравилась тем же, чем всегда хорош Лимонов, — плюет на построение сюжета и конструкцию и смело сжигает мосты, говоря все, что думает о коллегах по писательскому цеху и «соратниках» по политическим партиям, а на левом фланге у него всегда отчаянно бьет пулемет, навылет поражая «маститых» литераторов.
Tweet