#Картина мира

Драхма под ружьем

18.06.2012 | № 21 (249) от 18 июня 2012 года

В Греции побеждают «большевики»?
40-01.jpg
Драхма под ружьем. 17 июня Греция повторно выбирала парламент — в надежде создать наконец дееспособное коалиционное правительство, которое займется спасением национальной экономики под контролем ЕС. Однако в такую перспективу верят только самые отчаянные оптимисты. По слухам, греческий Центробанк не стал дожидаться результатов выборов и уже начал печатать драхмы — под тихие аплодисменты восходящей звезды греческой политики Алексиса Ципраса и его партии СИРИЗА, стремившейся взять большинство мест в парламенте. Что ждет Грецию в ближайшие месяцы — ответ искал The New Times

Руководителям греческих банков, уверяют дипломатические источники журнала, разосланы печати со знаком греческой валюты: точная дата выхода Греции из еврозоны еще неизвестна, но решено, что это будет вечер пятницы, сразу после закрытия отделений банков. В течение двух выходных дней все банкоматы в стране будут отключены, а банковские клерки начнут спешно ставить печати на купюры евро, превращая их в драхмы. Власти опасаются серьезных беспорядков, поэтому командование греческой армии уже предупреждено: возможно, потребуется ввести войска в Афины, Салоники и другие крупные города и объявить там комендантский час.

Красная Греция

Партнер в международной юридической компании, не пожелавший раскрывать свое имя, поделился с The New Times интересной деталью: раньше при заключении договоров на поставки газа из России в документах оговаривались условия на случай вступления страны в зону евро. Теперь к ним прибавились условия на случай выхода из этой зоны. «В деловом мире выход Греции — вопрос решенный, но мы прописываем это и с другими странами, потому что ни от чего нельзя быть застрахованным, — объяснил собеседник журнала. — Ситуация не была бы такой катастрофичной, если бы в Афинах были люди, готовые работать. Но ведь правительства даже не предвидится, а с этими большевиками, договариваться невозможно».

Греческие «большевики», так напугавшие Европу, — это поднявшаяся на гребне кризиса партия СИРИЗА (в переводе с греческого аббревиатура означает Коалиция Радикальных Левых) во главе с 37-летним Алексисом Ципрасом. В политику он пришел еще в юности: в конце 80-х, когда на Западе рушилась Берлинская стена, а на Востоке доживал последние дни СССР, Ципрас вступил в молодежные ряды компартии Греции (КПГ). Примкнув к реформаторскому крылу КПГ, он стал одним из инициаторов ее раскола, ратуя за сохранение «сталинского начала» в партии. Ципрас быстро встает во главе молодежного коммунистического движения, принимает активное участие в студенческой борьбе. Широкой публике он, однако, остается неизвестен до 2006 года, когда выставляет свою кандидатуру на выборах мэра Афин. 10% голосов и третье место стали сюрпризом для многих, в том числе и для самих левых. Ему в тот момент было только 32 года — самый молодой политический лидер в Греции. Спустя два года Ципрас принимает «командование» партией СИРИЗА. 

Сегодня он по-прежнему самый молодой. Страсть к футболу и к мотогонкам, выступления на стороне манифестантов в 2008 году, когда Греция взорвалась после гибели 15-летнего подростка в столкновениях с полицией, — все это импонирует молодежи, ставшей его основным электоратом. СИРИЗА уверенно занимает первое место среди избирателей младше 25 лет, 50% которых сидят сейчас без работы и видят в Ципрасе надежду на лучшую жизнь.
40-03.jpg
Алексис Ципрас — восходящая звезда греческой политики

За евро против ЕС

Популярность СИРИЗА объясняется не только тем, что Алексис Ципрас не носит галстука: главный пункт его программы — пересмотр соглашений между Афинами и «тройкой»* * Европейская комиссия, Европейский Центробанк и Международный валютный фонд. , предусматривающих помощь Греции в размере €240 млрд в обмен на меры жесткой экономии. Впрочем, согласно Ципрасу выход Греции из-под опеки Брюсселя вовсе не должен означать отказ от евро: в начале июня он попытался успокоить европейское сообщество, заявив, что драхма не вернется. «Это яркий пример левого популизма, — замечает Костас Лавдас, греческий политолог, профессор Критского университета, — в Брюсселе Ципрас говорит одно, в Афинах — другое, голоса на выборах для него главное, а как потом выполнять свои обещания, он пока не думает». Ципрас убежден: Греция слишком важна для Европы и зоны евро, а потому греки могут делать все что угодно — Германия все равно будет платить по их счетам. «Ципрас жестоко ошибается — терпение Европы подходит к концу: даже если политические лидеры хотели бы сохранить Грецию в еврозоне, остаются избиратели, не желающие платить за это», — резюмирует Лавдас.

Программа СИРИЗА вполне отвечает настроениям греков: 75% населения против мер экономии, при этом 80% хотят остаться в еврозоне. «Нельзя сказать, что это погоня за химерой, — говорит Жак Сапир, французский экономист, директор Центра исследований проблем индустриализации французской Высшей школы социальных наук, — в принципе в ЕС назрело понимание, что излишняя экономия убивает греческую экономику, не решая проблемы задолженности. Меморандум между «тройкой» и Грецией можно было бы и пересмотреть, к примеру, в части процентов по долгу. Они составляют сейчас 6% ВВП страны, или три четверти бюджетного дефицита». Но пересмотра не состоится, потому что тут есть психологический барьер, который не готова переступить Ангела Меркель. «Она не одинока, ее в этом вопросе поддерживает общественное мнение: 70% немцев считают, что греков надо заставить платить».

 

Программа СИРИЗА вполне отвечает настроениям греков: 75% населения против мер жесткой экономии, при этом 80% хотят остаться в еврозоне  


 

Не просто выборы

Перед выборами 17 июня европейские лидеры призвали греков сделать осознанный выбор, ясно дав понять: без выполнения условий ранее подписанных соглашений членство страны в зоне евро станет предметом обсуждения. Впрочем, есть и более чувствительные меры: под вопросом 20-миллиардный транш от ЕС и МВФ, который Афины должны получить до конца июня. «Греки должны понимать: мы не просто обсуждаем состав парламента, а будущее страны, — сказал в интервью The New Times теневой министр информации от правой партии «Новая Демократия» Симос Кедикоглу. — Ципрас может обещать что угодно, но у нас очень скоро закончатся деньги не только на то, чтобы платить по долгам, но даже и на зарплаты и пенсии. Тогда он станет первым, кого разъяренный народ выкинет из парламента». С Ципрасом или без греческая казна пуста: по данным источников The New Times, греческие бюджетники перестанут получать зарплату уже в июне.

На повестке дня сегодня, как и месяц назад, — формирование коалиционного правительства. При этом никто не гарантирует, что это наконец удастся сделать: позиции правых и левых по принципиальным вопросам бюджетной политики и отношениям с ЕС остались неизменными. «В нашей стране просто нет необходимой политической культуры, — объясняет Костас Лавдас, — в течение 30 лет в Греции были мажоритарные правительства, ни у кого нет опыта создания коалиций».

«Нельзя исключать бельгийского сценария* * В 2010–2011 гг. Бельгия прожила без правительства 535 дней. , — размышляет Жюльен Терон, французский политолог, профессор Версальского университета. — Правда, в Бельгии нет такого экономического кризиса и она может себе позволить долго существовать без правительства, а в Греции населению будет сложно объяснить необходимость проводить выборы по третьему или даже четвертому кругу».

Костас Лавдас согласен со своим французским коллегой лишь в одном: «Проводить еще одни выборы невозможно, терпение греков иссякло». Однако бельгийский сценарий, по его мнению, маловероятен: «Ни СИРИЗА, ни ПАСОК* * Партия «Левое социалистическое движение». , ни «Новая Демократия» не станут испытывать терпение электората — в течение недели-двух они придут к соглашению».

Впрочем, по мнению ряда экономистов, наличие и состав правительства — не такая уж важная вещь в оценке греческих перспектив. «В любом случае к октябрю Греция перейдет на драхму, — со стопроцентной уверенностью заявляет Жак Сапир. — А ведь нужно было сделать это еще в 2010–2011 годах, тогда ЕС сохранил бы огромные деньги, о которых теперь можно забыть». Другим последствием запоздалого перехода на драхму может стать резкое ухудшение внутриполитической обстановки в Греции. Как поведал The New Times источник, занимающийся разработкой стратегии в одном из европейских банков, в его департаменте просчитывают варианты действий на случай выхода Греции из Евросоюза и введения в стране военной диктатуры.


«Наш бюрократизм унаследован от Османской империи»
40-04.jpg 
Панайотис Каркацулис 
директор по стратегическому планированию министерства административных реформ Греции 

Европа с замиранием сердца ждала результатов греческих выборов, чтобы понять наконец, будет ли Греция проводить требуемые европейской «тройкой» реформы или выйдет из зоны евро, а возможно, даже и из ЕС. На самом деле выборы эти вовсе не так важны, как о том думают в Брюсселе. Кто бы ни сидел в греческом парламенте, любая реформа будет тормозиться неповоротливой бюрократической машиной, которая даже незначительные шаги превратит в чистку авгиевых конюшен.

Греция получила свою систему управления в наследство от Османской империи: на работу тут принимают не за профессиональные качества, а за родственные связи или по дружбе. Потом мы взяли на вооружение некоторые «достижения» социалистических стран, к примеру, полную непрозрачность деятельности государственных структур, а также миллион разных указов и приказов, подписываемых самыми разными чиновниками, — эти бумаги часто противоречат друг другу, а порой и существующему законодательству. На любой случай найдется несколько бумаг, а если не найдется, так за чем же дело стало, можно и еще подписать. На основании подобных документов в Греции принимается две трети решений, и только 2% основываются на законодательстве. Так, скажите мне, какая разница, как будут звать премьер-министра?
40-02.jpg
Схема взаимоподчинения основных министерств и ведомств, составленная Панайотисом Каркацулисом, похожа на спагетти

Мое любимое упражнение: начертить схему взаимоподчинения основных министерств, нарисовав между ними стрелки. Схема очень быстро становится похожа на макароны, разобраться в ней практически невозможно: в таком правительстве каждый отвечает за все и никто ни за что не отвечает, а самое главное, при ошибках и спросить не с кого!

Обычно специалисты по управлению считают, что если административная единица состоит меньше чем из пяти человек, то она вообще не имеет права на существование и должна быть объединена с другой. Это позволяет не только сэкономить на зарплатах, но и повысить КПД сотрудников. В Греции в 20% ведомств работает всего один человек. Сам себе начальник, сам себе подчиненный. Еще 57% управлений представлены двумя-тремя работниками. Эти люди чаще всего получают зарплату ни за что, вернее, за то, что поддерживают того или иного вожака и при случае могут подмахнуть нужную бумагу.

До кризиса Греция тратила на чиновников €15,8 млрд в год, в том числе €6,5 млрд — на зарплаты и €9,3 млрд — на операционные расходы. Урон бизнеса от излишней бюрократизации составляет €14 млрд в год, то есть 6,8% от ВВП страны!

Конечно, перед выборами партии соревновались в популизме, но конкретных мер никто так и не представил. Так, к примеру, только ленивый не обещал бороться с бюрократией и защищать малый бизнес. Но ни в одной программе не было предложений по упрощению процедуры создания компании. В других европейских странах этот процесс занимает от одного дня до недели, в Греции вы потратите 37 дней, посетив 107 различных ведомств.

В Брюсселе обо всем этом знают, но предпочитают закрывать глаза: роль Геракла не готов играть никто.





×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.