Свобода слова.
Дорого.
Поддержи The New Times.

#Культура

Фавориты «Кинотавра»

07.06.2012 | Галицкая Ольга | № 19 (247) от 4 июня 2012 года


54-01.jpg23-й «Кинотавр» открылся в Сочи премьерой конкурсного фильма Бориса Хлебникова «Пока ночь не разлучит». Кинематографисты, журналисты и зрители не будут разлучаться целую неделю, до воскресенья 10 июня, когда жюри под руководством Владимира Хотиненко объявит имена призеров Открытого российского кинофестиваля — самого крупного в стране смотра отечественной кинопродукции

В конкурсе участвуют 14 режиссеров: 13 молодых — такими у нас считаются представители поколения сорокалетних, и один действующий классик. Это 72-летний Александр Прошкин, он покажет драму «Искупление», снятую по роману Фридриха Горенштейна. Фильм был закончен в конце минувшего года, но отборщики крупных международных фестивалей Берлин—Канн—Венеция в свои конкурсы его так и не пригласили. Фильм сделан с добротностью и высоким качеством большого стиля, но не слишком вписывается в модные тренды. На отечественном фестивале шансы на награду у «Искупления» достаточно велики. Рука мастера чувствуется в каждом кадре, в основе картины великолепная проза, своих персонажей из послевоенного времени артисты играют с полной отдачей и вдохновением.

Но не секрет, что больше всего на «Кинотавре» ждут фильмы о нашей сегодняшней реальности, которая так трудно перекладывается на экран и крайне редко привлекает зрителей. Программный директор «Кинотавра» Ситора Алиева убеждена, что в программе отразились многие общемировые тенденции, и считает это большой удачей: «Впервые среди предложенных для отбора фильмов я увидела столько свободы, выдумки и фантазии. Много работ снято на стыке игрового и документального жанров, это в русле мирового кинопроцесса и отражено во всем: от манеры съемок до актерской игры».
54-02.jpg
Кадр из фильма Бориса Хлебникова «Пока ночь не разлучит»

Паша-Саша и другие

Павел Костомаров и Александр Расторгуев хорошо известны по отдельности как операторы и режиссеры документального кино. Объединившись, они создали фильм-эксперимент «Я тебя люблю», где ни одного профессионального артиста и много разговорной ненормативной лексики. Режиссеры, которых для краткости стали называть общим именем Паша-Саша, отобрав главных героев, позволили им самостоятельно снимать свои будни на ручную камеру, а позже уже сами создали из отрывков чужих жизней стройную и понятную историю. Фильм имел большой успех на фестивальных и клубных показах. Новая работа Паши-Саши — «Я тебя не люблю». «Две картины — две части одного целого, как инь и янь, — говорит Павел Костомаров. — Они дополняют друг друга, хотя герои совершенно разные. В новом фильме только одна главная героиня — Вика. Ее история длилась около полутора лет, в итоге получился фильм о поиске любви. Не берусь сказать, что за жанр. Документальная комедия? Драма с элементами комедии? Легкий фильм, там много смешного и трогательного, это не мрачный артхаус, несмотря на экспериментальную форму».

Борис Хлебников, чей фильм «Пока ночь не разлучит» открывал «Кинотавр», тоже сделал кино «из жизни», но к документальности режиссер не стремился. «Мы не ставили такой задачи намеренно, всему причиной просто стечение обстоятельств и мое любопытство. Я прочел текст в журнале «Большой город», там несколько корреспондентов в течение недели записывали разговоры в ресторане «Пушкин». И мы с Александром Родионовым начали придумывать сценарий, вдохновленные этими разговорами. У нас снимались в основном медийные лица и всего лишь несколько актеров. Это многоплановая история, жанр — авантюрная комедия для самого широкого круга зрителей».

54-03.jpg
«Искупление» Александра Прошкина
по роману Фридриха Горенштейна —
потенциальный фаворит «Кинотавра»
Из Европы в Сочи

В конкурсе Роттердамского кинофестиваля и в «Панораме» Берлинского участвовали в этом году две российские картины — «Жить» Василия Сигарева и «Конвой» Алексея Мизгирева. Оба фильма настолько прочно связаны с российской действительностью, что, хотя интерес к ним был большой, они, похоже, остались не до конца расшифрованными и понятыми. Сигарев успел весной получить главную награду фестиваля в Висбадене, однако именно премьеры на «Кинотавре» он и его продюсер Роман Борисевич ждут с особым волнением. «Жить» — это рассказ о страхах. Главный из них — потерять близкого человека, — говорит Борисевич. — Я бы назвал его тяжелым фильмом, но ровно настолько, насколько мрачна окружающая жизнь. Василий прошел по самой грани дозволенного, но не нарушил ее. Чувствующий и думающий человек никогда не перестанет смотреть такие фильмы».

«Конвой» Алексея Мизгирева — суровая драма о троих связанных обстоятельствами мужчинах. Двое военных, отягощенных своими внутренними демонами и искушениями, конвоируют дезертира через Москву, которая мало чем отличается от самого настоящего ада. Фильм озадачил берлинскую публику не только беспросветностью, но и блатным жаргоном, на котором общаются его герои. В России, не сомневается режиссер, подобного недопонимания не возникнет, многообразие родной речи знакомо многим: «Все диалоги написаны исключительно мной. Я не понимаю технику вербатима, когда ты просто выходишь на улицу, записываешь разговоры, а потом пишешь сценарий. Вовсе не обязательно заставлять героев говорить матом, чтобы придать их языку достоверности. Я придумывал язык, в котором смешивались бы слова из разных языковых слоев. Главное — почувствовать дух времени».

Кококо

После успеха на «Кинотавре» предыдущего фильма Авдотьи Смирновой «Два дня», который оказался в прокате полгода спустя после фестиваля и денег не собрал, продюсер Сергей Сельянов принял решение выпустить ее новый фильм «Кококо» сразу после участия в конкурсе. Если «Два дня» были комедией об интеллигенции и власти, то «Кококо» — комедия об интеллигенции и народе. Как говорит Сельянов, речь идет не о любовных отношениях, а о дружбе-вражде между двумя женщинами. В мировом кинематографе подобные истории о женских отношениях можно пересчитать по пальцам. Роли специально написаны для двух актрис: Анны Михалковой, с которой Авдотья уже работала, и Яны Трояновой, которую Смирнова очень хотела снять после того, как увидела ее в фильме Василия Сигарева «Волчок».

За Маркса

«Сине-Фантом» представит на «Кинотавре» дебют Светланы Басковой с вызывающим названием «За Маркса». Строго говоря, Баскова не дебютант, ее фильмы «Пять бутылок водки», «Зеленый слоник» и другие имеют статус культовых и давно широко известны в узких кругах. Однако участие в конкурсе «Кинотавра» по большому счету — действительно дебют. Баскова несколько сменила эстетику, ее фильм наконец-то совпал с форматом фестиваля.

«За Маркса» рассказывает о борьбе между рабочими завода и его владельцами. Редкая тема для современного российского кино, но по большому счету и не это самое важное. Через социальный конфликт режиссер говорит о вечных вопросах, о противоречивой русской душе, о выборе: «В моногородах, где какое-то предприятие является градообразующим, очень трудно пойти против течения, создать свой независимый профсоюз. По наводке друзей я ездила в самые разные места, где происходили события, связанные с профсоюзами, присутствовала на митингах, снимала что-то на камеру. Я уверена, что мою картину захотят посмотреть жители тех самых моногородов, которые узнают в моих героях самих себя».

Самих себя и свои проблемы зрители и участники фестиваля смогут узнать и в других фильмах «Кинотавра-2012». Жаль, что не всякий киноман может сюда доехать даже при самой страстной любви к российскому кино. Цены в Сочи к таким путешествиям не располагают, а опыт скидок на авиабилеты и отели для синефилов «Кинотавр» перенимать у Каннского фестиваля не торопится.

×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики. Отключение cookie-файлов может привести к неполадкам в работе сайта.
Продолжая пользоваться сайтом без изменения настроек, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов.