#Column

Законодательные баррикады

05.06.2012 | Яшин Илья | № 19 (247) от 4 июня 2012 года


5 июня во втором, а 6 июня в третьем чтении Государственная дума, скорее всего, примет новый закон, ужесточающий ответственность организаторов митингов. На 6 июня назначено и очередное заседание Совета Федерации, так что к «Маршу миллионов», назначенному на 12-е, законопроект имеет шансы пройти все законодательные инстанции и вступить в силу после подписания Владимиром Путиным. Государственная машина обкладывает Кремль законодательными баррикадами, рассчитывая сбить волну протеста.

Нам говорят: надо повышать штрафы за нарушения на митингах, потому что в Европе и США они значительно выше, чем в России. Пора, мол, догонять. Аргументы, что сначала, может, надо догнать западные страны по уровню жизни, привести в соответствие с европейскими стандартами пенсионную, медицинскую, судебную системы, — не принимаются. А ведь принципиальное отличие демонстранта российского от демонстранта канадского именно в этом. Если тебя задержали в Монреале, ты можешь рассчитывать на объективное правосудие. А если в Москве, очередная судья Боровкова проштампует приговор на основании показаний омоновцев, отказавшись посмотреть видеодоказательства твоей невиновности и заслушать свидетелей защиты, — со мной так поступали неоднократно.

Митинговые штрафы за границей и правда выше, но как можно их рассматривать в отрыве от уровня дохода граждан? В Великобритании максимальный денежный штраф за нарушение в ходе демонстрации составляет примерно седьмую часть среднестатистической зарплаты, в Японии — пятую. В США штрафы выше, и если вы серьезно набедокурили, можете отдать государству три четверти средней месячной зарплаты.
 

Домушники, сутенеры, коррупционеры, по логике «Единой России», представляют для государства меньшую угрозу, чем протестующие на улице граждане  


 
И вот, «изучив мировой опыт», представитель «Единой России» депутат Александр Сидякин выходит к публике и говорит: а давайте-ка мы будем наших нарушителей штрафовать на 1,5 млн рублей! Народ недоуменно закрутил пальцами у виска: а здоров ли наш депутат Сидякин? В «Единой России» почесали голову и пошли на «либерализацию»: ладно уж, не 1,5 млн, а всего 300 тыс.

Средняя зарплата в стране составляет примерно 22 тыс. рублей. То есть максимальный штраф придется отрабатывать больше года (при этом не есть и не пить, разумеется). Более того, предлагаемые штрафы за митинги сопоставимы или даже превышают санкции за некоторые уголовные преступления. Например, за кражу группой лиц по сговору с проникновением или за вовлечение в занятие проституцией суд может не отправить виновного за решетку, а оштрафовать на 200 тыс. рублей. За нецелевое расходование бюджетных средств — на те же 300 тыс. А за воспрепятствование осуществлению избирательных прав граждан так и вовсе всего на 80 тыс.

То есть домушники, сутенеры, коррупционеры, по логике «Единой России», представляют для государства меньшую угрозу, чем протестующие на улице граждане. И нет сомнений, что вся эта «достойная публика» имеет куда больше шансов отбиться от претензий в суде, чем любой оппозиционер или гражданский активист. Потому что сутенерам и домушникам на режим личной власти Путина плевать. И в глазах пресловутой судьи Боровковой они, конечно, заслуживают большего снисхождения по сравнению с гражданами, чью печень путинский пресс-секретарь Дмитрий Песков рекомендовал размазать по асфальту.

Смысл ужесточения законодательства понятен: запугать граждан и сбить протест. Господин Сидякин, собственно, и не скрывает, что закон принимается для давления на оппонентов власти. Внесение поправок в закон он сопроводил недвусмысленной записью в твиттере: «Готовьте кэш, оппозиционеры!»

Избавит ли новый закон Путина от уличной головной боли? Вряд ли. Ведь умная власть борется не с протестами, а с их причиной. А глупая власть репрессивными законами злит и без того раздраженных граждан.





 


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.