Завещание волхва

2012.05.20 |

Новодворская Валерия


Hаше поколение познакомилось с Максимилианом Волошиным раньше, чем научилось его читать. Благословенный Коктебель, Феодосия и Крымские горы, обитель студентов, нонконформистов и даже диссидентов (выездные «сессии» солженицынского Русского фонда в конце 70-х) хранили его следы в первую оттепель. Еще ходила по Литфонду, по Дому творчества, его директриса, строгая и седая Марина Степановна, муза и вдова поэта, и высилась над Тихой бухтой у мыса Хамелеон его могила, к которой надо было долго лезть, чтобы возложить по традиции халцедон, сердолик или «куриный бог» — камень с дыркой с пляжа. Так что для нас 135-летие поэта, которое наступит 28 мая, — свидание с нашим общим прошлым.

А сам Волошин, путешественник, объездивший всю Европу и все пустыни Ближнего Востока, вундеркинд, к семи годам прочитавший и Достоевского, и Эдгара По, никогда ни от кого не зависел, хоть денег и не имел. В его стихах и крови бились три традиции: ясная, солнечная, однозначная аполлоновская Древней Эллады, хмельная, пьянящая, беззаконная — нашего Дикого Поля и еще Париж, легкий, радостный, беспечно-свободный и вечно-карнавальный. Поэт признавался, что он учился искусству у готических соборов и у Франции.

Политикой Волошин не занимался, 1905 года не заметил, февраль 1917-го — тоже, но слабоумная охранка, упустившая большевиков, гоняла поэтов, и в начале века Волошина исключили из университета за «студенческие волнения» (рядом постоял) и выслали в любимую Феодосию. Потом высылали и в Ташкент (своего рода административный туризм). Он знал историю, и знал ее хорошо. Поэтому, предвидя для России результаты войны, в 1914 году отправил «наверх» наглый публичный отказ от военной службы, хотя его из-за астмы никто и не собирался призывать.

 

Главное, что оставил нам Волошин, — это пророчество и весть о неукротимой, генетической вольности Руси, которая прорывалась сквозь все решетки, стены и железные занавесы    


 

В 1917 году он навсегда уехал в Коктебель. Октябрь 1917-го вызвал у него резкое неприятие: «Народ, безумием объятый, о камни бьется головой и узы рвет, как бесноватый… Да не смутится сей игрой строитель внутреннего Града — те бесы шумны и быстры: они вошли в свиное стадо и в бездну ринутся с горы». А в 1919-м — отказался эмигрировать: «Когда мать больна, дети ее остаются с нею». В Гражданскую укрывал в своем доме (тот самый будущий Литфонд) одновременно раненого белого офицера и раненого красного комиссара. «А я стою один меж них в ревущем пламени и в дыме и всеми силами моими молюсь за тех и за других».

Макс Волошин фрондировал до 1932 года и успел умереть свободным. Он организовал что-то вроде коммуны поэтов. Питались они своим уловом: бычками, кефалью и краденой кукурузой, а также виноградом и дешевым крымским вином. Ходил поэт в белом хитоне, венке из роз и сам водил по горам экскурсии, опираясь на посох. Он оставил прекрасные картины, посвященные Коктебелю, и дивные стихи.

Но главное, что оставил нам Волошин, — это пророчество и весть о неукротимой, генетической вольности Руси, которая прорывалась сквозь все решетки, стены и железные занавесы. Эта вольность являла себя и в листовках студентов из кружка Владимира Гершуни, клеившихся на дома в разгар сталинизма в 1948 году; она же выходила с плакатами «За вашу и нашу свободу» на Красную площадь в 1968-м; эта вольность стояла в 1991 году вокруг Белого дома и повесила плакатик «Хунте ханá» на постамент Железного Феликса. Она же гуляла «контрольной прогулкой» по бульварам с белыми лентами 13 мая 2012-го.

Неужели наш жалкий тандем и впрямь думает, что ему удастся укротить ту страну, о которой Волошин написал: «Эх! Не выпить до дна нашей воли, не связать нас в единую цепь… Широко наше Дикое Поле, глубока наша скифская степь».





 
Shares
facebook sharing button Share
odnoklassniki sharing button Share
vk sharing button Share
twitter sharing button Tweet
livejournal sharing button Share