60-01.jpgКрасное и черное. Губная помада может быть какого угодно безумного цвета — но она должна быть! Приключения краски для губ изучал The New Times

— Что это? Помада? Или я ошибаюсь?
Она спрятала улыбку в дырки своего шарфа.
— Глупый ты…
— Не глупый, а ревнивый. Для меня ты губы никогда не красишь…
— Это не помада, а блеск для растрескавшихся губ…
Анна Гавальда. 
«Просто вместе»

Если сравнить актрис, казалось бы, совершенно разных, например, Монику Белуччи и Скарлетт Йохансон, то общим для них будет красная губная помада. Как она подчеркивает выразительность брюнетки Белуччи и чувственность блондинки Йохансон! Точный выбор оттенка делает яркий образ красавиц неповторимым, но так хочется быть хоть в чем-то похожей. Может быть, секрет в маленьком тюбике? Если это, пусть отчасти, и верно, то дело за малым: узнать тайну тайн, любимую помаду звезд, найти во что бы то ни стало заветный тюбик, и… Но не так ли маленькая девочка, сунув ножки в мамины туфли, придвигается к зеркалу и, рискуя навлечь родительский гнев, радостно накрашивается? Поэтому — что нам звезды, иконы моды и кинодивы? Мы и сами можем найти свой стиль.

60-02.jpg
Красная губная помада подчеркивает
выразительность брюнетки
Моники Белуччи (слева) и чувственность
блондинки Скарлетт Йохансон (справа)
Попробуем в первую очередь безумный, дурманящий красный цвет. Считается, что красная помада идет не всем, и многие ее избегают. Скорее всего, потому, что психология цвета приписывает красному некоторые негативные характеристики. Например, жестокость, нетерпимость, упрямство, агрессивную сексуальность. Но ведь красный цвет — это и упорство, динамичность, самоуважение, способность созидать. Даже можно, если нет под рукой помады, несколько раз тайком прикусить губы — и окружающие сразу заметят ваше внутреннее преображение: яркий рот придаст вам в глазах других энергичность, уверенность в себе. Не только женщины, но и мужчины часто перед принятием важных решений рефлекторно покусывают губы, словно стимулируя самих себя быть решительнее и настойчивее.

Конечно, сейчас существуют десятки цветов, сотни оттенков помады, и не только красной. От черной, которой красятся готы, до белой, которую используют представительницы гангуро, японской молодежной субкультуры. Можно выбрать и синюю, а можно — кажущуюся бесцветной телесную, призванную лишь оттенить форму губ. Но если поиграть в ассоциации, то губная помада почти со стопроцентной вероятностью вызовет из памяти красный цвет. И именно с красного началась история помады каких-то 5 тыс. лет назад.

60-03.jpg
Елена Рубинштейн (1872–1965)
Основательница знаменитой
косметической фирмы,
прославившейся выпуском
мужских средств для ухода
за кожей. Первой создала
водостойкую тушь для ресниц
и произвела революцию
в производстве губной
помады, демократизировав
цены на нее.
Древнее средство

Дамы разных народов во все времена так или иначе старались быть привлекательными и сексуальными. Не последнюю роль в этих их ухищрениях играла и играет косметика — тени, румяна, тушь, карандаш для подводки глаз, тональный крем, и это только малый «дамский набор». Но, пожалуй, самая загадочная и соблазнительная деталь в этом арсенале — губная помада. К тому же археологи считают, что помада — самое древнее средство красоты, популярное еще со времен палеолита, а уже жительницы Месопотамии догадались, как важно подчеркнуть красоту своих губ, и придумали использовать для приготовления помады животные жиры, пчелиный воск и растительные пигменты. Уже в древнем Междуречье модницы делали свой выбор — быть незаметными в толпе себе подобных или выделиться из нее. Ровно как современные модные тенденции призывают нас забыть о ложной скромности и сделать шаг навстречу внутренней чувственности и сексуальности.

Египтянки красили губы, используя природный краситель — охру, преимущественно красную, для чего смешивалась окись железа с глиной. Или же, по предположениям, готовую охру смешивали с хной. При раскопках древнеегипетских захоронений были обнаружены даже косметички, представлявшие собой восхитительные сосуды из камня, мрамора или алебастра, украшенные росписью, резьбой, фигурками божеств. Косметички клали в гробницу, чтобы и в царстве мертвых египтянки могли накрасить губы или подчеркнуть красоту бровей. Для производства косметики в Древнем Египте использовалось более двадцати видов растительных масел.

60-04.jpg
Макс Фактор (1877–1938)
На самом деле
Максимилиан Факторович
из Лодзи, выходец из Российской
империи, американский
бизнесмен еврейского
происхождения. Эмигрировав
в Америку в 1904 г., основал
косметическую компанию Max
Factor. После его смерти дело
продолжил сын Фрэнк.
Но пигменты растительного происхождения не очень стойкие. Поэтому, когда египетская мода попала в Рим, «максы факторы» античности начали поиск новых красителей. Для подводки глаз римлянки использовали чернильную жидкость каракатиц, сурьму, сажу выгоревшей финиковой пальмы и специальную пасту, основным ингредиентом которой были жареные муравьи. Для подкрашивания губ — красный свинец или сурик и красный сульфид ртути или киноварь. Из-за того что свинец и ртуть имеют тенденцию накапливаться в организме и являются, по сути, медленными ядами, римские красавицы, сами того не зная, сильно рисковали. Впрочем, весь Рим, пивший воду, поступавшую в город по свинцовым трубам, рисковал. Да и вообще киноварью красили не только губы, но и пятки и ладони, соски покрывали золотой пылью, а зубы римляне чистили пастой, для приготовления которой использовали собранную в специальные сосуды мочу.

В средневековой Европе женщина с накрашенными губами автоматически считалась легкомысленной особой, и ее, несомненно, ожидал ад. Лишь в XVI веке губная помада была реабилитирована. Во время правления в Англии Елизаветы I, личным примером введшей моду на белую кожу в сочетании с кроваво-красными губами, помаду изготавливали из пчелиного воска и экстрактов растений, придающих средству яркий цвет. И хотя в 1653 году английский пастор Томас Холл основал целое движение, заявляя, что «разукрашивание» лица — это «работа дьявола», триумфальную поступь помады было не остановить. Чуть позже инвектив Холла был опубликован принятый английским парламентом закон, дававший мужчине право развестись с женой, если после свадьбы тот обнаружит, что жена его не так хороша, как до замужества.
60-05.jpg
Но почему все-таки — «помада»? А потому, что француз кардинал Ришелье питал слабость к аромату яблок и как-то велел своему лекарю приготовить душистую мазь, которую тот и назвал помадой (от французского pomme — яблоко) и которую Его Преосвященство постоянно наносил на губы и смазывал ею кончик носа, наслаждаясь любимым ароматом. Позже помадой красящей пользовались как женщины, так и мужчины. При дворе Людовика XVI придворные подчеркивали контуры рта, чтобы они не терялись в бороде и усах, но с наступлением эпохи викторианства наносить какой бы то ни было макияж считалось вульгарным, да и весь XIX век губная помада была несомненным признаком легкомысленной женщины. Разве что к концу века суфражистки начали активно пользоваться ярко-красной помадой как символом свободы и независимости слабого пола.

60-06.jpg
Немного блеска
Помада — это только начало.
К ней прилагаются кисти,
карандаши, аппликаторы,
корректоры и еще масса
атрибутов, из-за которых
многие остаются верны
бесцветным блескам. Кажется,
что правильно накрасить рот
может только профи с твердой
рукой. На самом деле все
очень просто: открываешь
тюбик, размазываешь помаду,
как бог на душу положит,
а потом немного поправляешь
салфеткой. Но если делать
все правильно, то сначала надо
слегка припудрить контур губ
тональным кремом, потом
(по желанию) обвести их
контуром, растушевать его,
сухие губы можно немного
увлажнить бальзамом,
нанести помаду (можно
кисточкой — если хочется
сделать ее более прозрачной).
Сверху можно нанести
немного блеска — и тут
комбинации цветов
дают возможность создать свой
уникальный оттенок.
 
Мирный патрон

На Всемирной выставке 1905 года в бельгийском Льеже настоящей сенсацией стала помада на основе оленьего жира, по сути, представлявшая собой уже аналог современной губной помады. А в 1915 году в США впервые появились в продаже удобные тюбики. Авторство самого популярного в мире косметического продукта — помады в тюбике — принадлежит знаменитой французской фирме Guerlain. Появление первой помады в металлической упаковке вызвало «помадный бум», ведь пользоваться краской для губ стало удобно. Первой помадой была Ne m’oubliez pas («Не забывайте меня»), созданная на основе розового воска. Она продавалась в футляре с поршневым механизмом, который был очень удобен, поскольку позволял использовать помаду полностью, до самого конца, причем футляр имел сменные блоки. Если во времена Великой депрессии промышленное производство США сократилось вдвое, то прибыль косметических компаний устремилась вверх.

Продолжая экспериментировать, фирма Guerlain в 1930 году выпустила помаду Rouge Automatique, а чуть позже Nouveau Rouge со сменными блоками. Нанесение помады стало настоящим искусством. Вот только вся продукция этой фирмы, и помада в частности, стоила дорого. Революцию произвела Елена Рубинштейн, выпустив в 1920 году помаду Valaz Lip-Listr. Цена была столь демократичной, что даже женщины с невысокими доходами могли себе ее позволить. В 30-х же годах Хэзел Бишоп, основательница одноименного косметического бренда, создала еще одну революционную новинку — губную помаду, устойчивую к поцелуям, а Элизабет Арден, предпринимательница из Канады, открывшая на нью-йоркской Пятой авеню салон, выдвинула тезис, что помаду следует подбирать не под цвет волос или глаз, а непосредственно под наряд. Женщины поняли, что помада может помочь произвести впечатление, и продукция от Арден стала выходить под рекламным слоганом: «Накрашенные губы — плюс при получении работы».

Машина для поцелуев

После Второй мировой войны, не иначе как в поисках, чем загрузить предназначенные для военных целей станки, в США появляются первые машины для выпуска помады в современном виде — в металлическом или пластиковом тюбике. Автоматизация производства быстро сказалась на цене, моментально превратив губную помаду в исключительно востребованное косметическое средство у женщин всего мира.

Но «вечные» проблемы помады, скажем, стойкость — остались. Макс Фактор-младший нанимал для своих испытаний добровольцев, но вскоре даже им надоедало целоваться, и тогда пришлось создать резиновую модель — «машину для поцелуев» (Kissing machine). Теперь уже или сам испытатель целовал манекен, или манекены обцеловывали друг друга. А завоевывать рынок помаде помогали знаменитые актрисы Бет Дэвис и Элизабет Тейлор, позировавшие для рекламных фотографий.
60-07.jpg
Рина Зеленая примеряла Любови Орловой губы «Сексапил № 4». Пожалуй, это самый запоминающийся эпизод картины «Весна»

Современная помада предназначена в значительной степени для ухода за губами. Растительные масла и экстракты в составе обязательны. К примеру, экстракт масляного дерева и зеленого чая можно встретить в помаде Max Factor, касторовое масло — в Living Nature. В качестве полезных компонентов могут выступать гиалуроновая кислота, витамины A и E, пантенол, антиоксиданты. Не обходится и без консервантов, позволяющих помаде храниться дольше, но новозеландская компания Living Nature стала одной из первых, отказавшихся от применения в своей продукции искусственных консервантов — этилового спирта, продуктов переработки нефти и других химикатов, способных нарушить функции эндокринной системы организма.

Помада дает широкие возможности для эксперимента. Вопрос только в том, хватит ли смелости появиться на улице с помадой черного или безумно красного цвета, как у топ-моделей или кинодив? Многие сочтут это вульгарным, многим это покажется некрасивым и вызывающим! А кто-то скажет, что это очень круто и sexy! Как и везде, главное — попробовать. Если начать с Rouge Dior, оттенок 874 или 862, с Classic cream lipstick, оттенок 068, от Dolce & Gabbana или с Rouge Allure, оттенок 61, от Chanel — может, и понравится. Выбирайте, экспериментируйте, и неважно, сколько вам лет. Юная девушка должна краситься очень ярко, а пожилая дама и подавно! Певица Изабелла Юрьева, будучи уже в очень преклонном возрасте, кокетливо говорила: «Я могу, выйдя из дома, забыть валидол, но губную помаду — никогда!»
60-08.jpgОтечественная промышленность в 60-е годы выпускала несколько оттенков помад, имевших определенный номер: «морковный» № 1, коралловый — № 2, красный — № 3, вишневый — № 4, малиново-красный — № 5 и т.д. Брюнеткам, особенно со смуглой кожей, рекомендовалось употреблять более темную, 4 и 5, шатенкам — 2 и 3, а блондинкам — помаду ярких оттенков, морковного и кораллового. Спецификация сохранялась, пока существовали ГОСТы. Вот только все почему-то мечтали о помаде импортной.

60-09.jpg





 


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.