Единое протокольное состояние. Разругавшись с Западом из-за «дела Тимошенко», президент Украины Виктор Янукович развернулся лицом к Востоку. По информации The New Times, он не только настоял на отдельной встрече с Владимиром Путиным перед началом неформального саммита СНГ 15 мая в Москве, но и привез кремлевскому визави целый пакет «конструктивных предложений»
44-01.jpg
Москва, 15 мая. Очередная попытка Януковича поговорить с Путиным о российском газе

Источник в администрации украинского президента изложил довольно оригинальное объяснение того, почему у Януковича до сих пор «туго шел диалог с Москвой» — и по цене на российский газ, и по границе в Керченском проливе, и по российским активам в Незалежной… Оказывается, до 7 мая 2012-го, дня инаугурации Путина, тот с Януковичем находился «в разных протокольных состояниях: то один президент — другой премьер, то — наоборот». А поскольку Дмитрия Медведева ни Янукович, ни его окружение, по замечанию источника, изначально не воспринимали как самостоятельную личность, то двусторонние отношения уперлись в глухой тупик: «Какой смысл был в обещаниях Медведева пересмотреть цену на российский газ для Украины, если все тормозил Путин». И как ни старался Янукович наладить «прямой контакт» с Путиным, это не получалось в силу как раз проблем с протоколом — «президент может приехать к президенту, но никак не к премьеру». В конце концов по просьбе окружения Януковича в Кремле начали устраивать совместные посиделки в формате «президент-президент-премьер», как в сентябре прошлого года в Завидове. Но и здесь должного эффекта не получилось. «Путин, — поведал источник в Киеве, — в присутствии Медведева отнюдь не горел желанием показывать, кто в тандеме первый».

И вот наступил желанный для Киева день — ликвидации «разных протокольных состояний». Янукович одним из первых среди зарубежных лидеров поздравил Путина с победой на выборах, а затем и с официальным вступлением в должность и заспешил в Москву. Благо повод нашелся — неформальный саммит по случаю 20-летия ОДКБ.

Ни «да» ни «нет»

Ближайшая цель Януковича — пересмотреть доставшийся в наследство от Виктора Ющенко газовый контракт, по которому Украина платит России за газ больше, чем Германия — $450 за тысячу «кубиков», и из-за которого отправилась в харьковскую колонию подписавшая его в январе 2009-го с Путиным в бытность премьером Юлия Тимошенко. Россия не собирается терять деньги и отказываться от этого пусть не братского, но выгодного соглашения. Вернее, Путин много раз намекал: перемены в нашей позиции возможны, но прежде вы должны отказаться от планов войти в газотранспортную систему (ГТС) ЕС, давайте лучше наш «Газпром» создаст консорциум с вашим «Нафтогазом». Киев на всякий случай тут же испугался: а вдруг «Газпром» поглотит «Нафтогаз»? Но все же спросил: а скидка в случае создания такого консорциума нам будет? «Это вопрос переговоров», — туманно ответил Кремль. Украина стала думать над вариантами. Один из них — создание газотранспортного консорциума с участием Украины, России и Евросоюза. Появление такой структуры позволило бы Украине уменьшить стоимость газа, а России — получить транзитный путь, по которому можно перекачивать в Европу газа в разы больше, чем по «Южному» или «Северному» потокам. Евросоюз в свою очередь получил бы гарантию того, что европейские потребители не будут сидеть без топлива и ситуация, аналогичная «двухнедельной газовой войне» 2009 года, не повторится.

По данным источников, Янукович подробно изложил Путину в Москве этот план, но твердого «да» или «нет» в ответ так и не получил. Путин кивал и улыбался, но за улыбкой просматривалось твердое нежелание Кремля пересматривать условия газового контракта с Украиной и вообще обсуждать этот вопрос — как минимум до разрешения ситуации вокруг Тимошенко. Тем более что Киев так и не ответил на озвученную Путиным в начале мая готовность Москвы принять на лечение экс-премьера Украины, «если на то будет согласие наших украинских партнеров».

После переговоров Януковичу, в отличие от Путина, надо было что-то сказать сопровождавшим его журналистам. «Мы ожидаем итогов аудита международной компании, которая сейчас работает с украинской ГТС... Наша цель — создание газотранспортного консорциума с участием Украины, России и Европы — остается, — заявил украинский президент. — Мы на эту тему также поговорили (с Владимиром Путиным. — The New Times) — интерес сохраняется, но, безусловно, об этом нужно будет говорить тогда, когда мы будем иметь оценку (ГТС)». В сущности, то же самое можно было озвучить тремя словами: «Переговоры окончились безрезультатно».

 

Ситуация, в которой оказался Киев, напоминает ту, в которую периодически попадает Минск: после публичного битья горшков с Кремлем Лукашенко зовет к себе консультантов из ЕС, а потом, перебив горшки и с ними, снова преисполнен единения с Москвой  


 

Демаркационная война

В Москве обсуждали еще один злободневный вопрос — демаркацию Керченского пролива. Еще в прошлом году главы МИД РФ и Украины — Сергей Лавров и Константин Грищенко заявили о практическом завершении переговоров по определению границы в проливе и даже раскрыли некоторые детали достигнутых соглашений: в частности, Киев и Москва решили, что там не смогут находиться корабли третьих стран. Но о принципиальных расхождениях оба умолчали. На самом деле Украину не устраивает, если граница пройдет по фарватеру Керчь-Еникальского канала. В этом случае Киев потеряет десятки миллионов долларов, получаемых не только за счет таможенных платежей, но и за проводку судов из Черного в порты Азовского и Каспийского морей, а также в российские, казахские и туркменские порты Волго-Донского бассейна. Но и в Кремле уж что-что, а деньги считать умеют. «Мы приблизились вплотную к принятию решения по Керчь-Еникальскому каналу», — заявил Янукович в Москве. Опять же, «переговоры закончились безрезультатно».
44-02.jpg
Киев. Акция в поддержку экс-премьера Юлии Тимошенко

Без галстуков

Третьей темой первой встречи Путин–Янукович в президентском формате стала подготовка к подписанию нового договора о сотрудничестве между Украиной и Россией. Впрочем, все это — официоз. А о чем говорили президенты «без галстуков», можно только догадываться. Правда, с большой долей уверенности. Например, они не могли не говорить о Юлии Тимошенко, которая сейчас переведена из камеры в Качановской колонии в одну из харьковских больниц. Не могли они не говорить и о Евро-2012, который стартует на Украине и в Польше через считанные недели. При этом рассуждали Путин и Янукович, само собой, не о шансах своих сборных, а о перспективе бойкота первенства со стороны Запада.

Эти проблемы, хотя по большому счету проблема-то всего одна — Юлия Тимошенко, могут вынудить Януковича срочно начать налаживание отношений с Россией, а уже потом, по остаточному принципу, — с Евросоюзом. Ситуация, в которой оказался Киев, напоминает ту, в которую периодически попадает Минск: после публичного битья горшков с Кремлем Лукашенко зовет к себе консультантов из ЕС, а потом, перебив горшки и с ними, снова готов говорить с Москвой о перспективах развития единого Союзного государства.

Дурная компания

Европа сейчас недвусмысленно намекает Януковичу о его несоответствии западным критериям. На днях в Брюсселе состоялось XV заседание Совета по сотрудничеству Украины и ЕС. Так много Украину не критиковали никогда. Что следует сделать Украине, чтобы отношение к ней со стороны ЕС изменилось? Вот что по этому поводу сказал, например, глава МИДа председательствующей сейчас в ЕС Дании Вилли Сьовндал: «Первым шагом должно стать устранение выборочного правосудия в стране. Следующий шаг — свободные и справедливые выборы. Третий — проведение реформ». Там же, в Брюсселе, был обнародован доклад, в котором эти требования прописывались более подробно.

«Самое неприятное, что нас может ожидать, — перевод Украины к тому восприятию, которое сегодня имеет Беларусь, — считает бывший министр иностранных дел Украины Владимир Огрызко. — Первым таким сигналом было то, что недавно канцлер ФРГ Ангела Меркель, перечисляя авторитарные режимы, назвала в одном ряду Белоруссию и Украину. В сознании европейцев постепенно утверждается мысль, что эти режимы практически тождественны».

Эксперты в Киеве и Брюсселе едины во мнении, что от негативного имиджа можно избавиться, если Виктор Янукович выпустит Тимошенко и других политзаключенных на свободу. Но украинский президент не привык к тому, чтобы ему диктовали, что и как делать. В случае, если он все же примет решение об освобождении Тимошенко, то попытается провести его мягко и не своими руками. Например, выходом из ситуации могла бы стать отправка Юлии Тимошенко на лечение в Германию, чего она так добивается* * В Верховной раде уже зарегистрирован и прошел изучение в профильном парламентском комитете законопроект, позволяющий украинским заключенным проходить курс лечения за рубежом. . Но только не обидится ли в этом случае Путин?






×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.