ПИП над тайгой. Одно из первых решений нового правительства может коснуться судьбы госкорпорации по развитию Восточной Сибири и Дальнего Востока. Указ о ее создании подготовил Минэкономразвития, но Минфин выступил категорически против — вопрос повис в воздухе. Варианты развития событий изучил Тhe New Тimes

Впервые идею создания госкорпорации по развитию Сибири и Дальнего Востока озвучил в конце января тогда еще глава МЧС Сергей Шойгу — на встрече с тогда еще премьером Владимиром Путиным. Шойгу предложил передать в ведение новой структуры все территории от западных границ Красноярского края до самых восточных рубежей страны — Сахалина, Камчатки и Курил. Путин идею поддержал и поручил Минэкономразвития подготовить проект соответствующего закона. К апрелю проект создания госкомпании (Дмитрий Медведев, как известно, не любит термин «госкорпорация») был готов, после чего новый премьер в ходе своего утверждения в Госдуме заявил, что развитие Сибири и Дальнего Востока станет одним из главных приоритетов его правительства.
Дальстрой XXI века

Мало того, чиновники готовы замкнуть на госкомпанию всю работу по подготовке проектной документации, привлечению внешних инвестиций, согласованию условий присоединения к сетям и даже юридическую защиту ПИПов. Причем на совершенно фантастических для России условиях: если за месяц ведомства не направили замечаний к подготовленному госкомпанией проекту, он считается согласованным.
Госкомпания должна была получить от государства щедрую субсидию — все доходы от управления деньгами Фонда национального благосостояния в ближайшие десять лет* * Сейчас в фонде $89,2 млрд, в 2011 г. он получил доход порядка $5,9 млрд. ! Кроме того, ей будут переданы государственные активы ряда крупных компаний (таких как РЖД, «Алроса», «Интер РАО») на сумму более полутриллиона рублей. Плюс натуральный вклад: госкомпания без конкурсов получала бы от государства права на пользование недрами, лесом и землей и даже передать их дальше — ПИПам. Причем государство никаких денег бы за это не получило.

Госкомпания и ПИПы, как в «Сколково», не платят НДС, налоги на прибыль, имущество и землю. А в одной из ранних версий законопроекта предлагалось даже сокращать срок заключенным, привлекаемым ею к работе, в полтора раза. Но ассоциации с Дальстроем* * Государственный трест по дорожному и промышленному строительству в районе Верхней Колымы, основу рабочей силы которого в 30–40-е гг. XX века составляли заключенные ГУЛАГа. стали слишком явными, и этот пункт исчез. Наконец, госкомпания могла за госсчет перевозить к месту работы нужных ей работников, на обустройство они получили бы бюджетное пособие. А работающие на госкомпанию мигранты могли быстро получить вид на жительство, а потом и гражданство.
„
Проект Шойгу превращал почти 60% территории страны в большую офшорную зону, частично свободную от законов Российской Федерации
”
Офшорная страна
Несмотря на лоббирование Шойгу, поддержку Путина и исполнительность Минэкономразвития, идея новой госкомпании неожиданно натолкнулась на категорическое несогласие с ней Минфина. Еще бы: проект превращал почти 60% территории страны в большую офшорную зону, частично свободную от законов Российской Федерации.
В письме главы Минфина Антона Силуанова в адрес первого вице-премьера Игоря Шувалова сама форма госкорпорации охарактеризована как «в целом бесперспективная». Смутили Силуанова и полномочия, которыми предлагается наделить госкомпанию. Он отметил, что для ее создания «потребуется масштабная корректировка действующего законодательства, произойдет усложнение структуры госуправления, снижение эффективности и прозрачности бюджетных расходов». В реализации идеи Шойгу он видит опасный прецедент для других регионов с недостаточным уровнем социально-экономического развития.
«Создание особого налогового режима для большей части российской территории рискованно с точки зрения устойчивости бюджета, — считает директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев. — Ведь правительство не смогло сбалансировать бюджет в первом квартале при стоимости барреля $120. При этом 80% госрасходов в России неснижаемы, потому что это социальные обязательства перед бюджетниками, госзаказы оборонке и так далее. С этой точки зрения позиция Минфина абсолютно понятна: создавать огромную территорию, на которой не будет действовать Налоговый кодекс, — абсурд».
«Налоговые преференции — не главное препятствие, которое сдерживает развитие регионов, — со своей стороны считает директор Центра структурных исследований Института экономической политики имени Гайдара Алексей Ведев. — Основная проблема — институциональная, то есть отсутствие конкуренции, неудовлетворительный деловой климат. А эту проблему созданием еще одной госструктуры не решишь». Возникновение особой территории внутри России неоправданно, считает эксперт. «Опыт особых экономических зон показал, что компании уходили в них от налогов, но очагов роста экономики не создали», — напоминает Ведев.
„
Согласно последним слухам, на роль «сильной личности» для восточного проекта претендует бывший спикер Госдумы Борис Грызлов
”
Факт или «не факт»?

Тем более что главный интересант — Сергей Шойгу — был к тому моменту трудоустроен совсем в другое место — губернатором Московской области. Как намекнул в интервью «Ведомостям» от 14 мая и.о. первого вице-премьера Игорь Шувалов, законопроект писался конкретно под экс-главу МЧС: «Я считал, что этот закон надо писать с пониманием, какая группа людей будет управлять проектом. Для дальневосточного проекта нужны выдающиеся люди…» В итоге людям нашлась другая территория, в 225 раз меньше, — Московская область, и эта, по выражению Шувалова, «добросовестная провокация» стала ненужной.
Впрочем, согласно последним слухам, на роль «сильной личности» для восточного проекта претендует бывший спикер Госдумы Борис Грызлов. Возможно, масштабы и аппетиты госкомпании сильно урежут, а ее саму будут создавать на базе Внешэкономбанка — универсального государственного инструмента для решения любых народно-хозяйственных задач. У ВЭБа есть «дочка» — созданный в январе Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона с капиталом в 500 млн рублей. За ближайшие два-три года банк готов дать Фонду кредитов на 70 млрд рублей, что позволит последнему гарантировать кредиторам реализацию проектов на сумму в пять раз больше. Собственно, фонд уже делает ровно то, чем собирался заняться Шойгу — отбирает проекты и собирается презентовать их через два месяца на саммите АТЭС во Владивостоке.

В таком виде «идея Шойгу», конечно, вызывает гораздо меньше вопросов. Но они все равно остаются — например, какую инфраструктуру государство должно выкупать, а какую лучше оставить в частной собственности (без компенсации со стороны государства)? Да и почему бы не предоставить бизнес-проектам налоговые каникулы на ранней стадии реализации на всей территории страны? Соглашения об этом между компаниями и налоговиками — обычная мировая практика. И наконец, совершенно неочевидно, что восточная часть страны нуждается в стимулировании больше, чем, например, вымирающая Центральная Россия.

В подготовке материала участвовал Владимир Ардаев