#Деньги

Валюта подвела

18.04.2012 | Блант Максим , Докучаев Дмитрий | № 14 (242) от 16 апреля 2012 года

Прибыли и убытки частных инвесторов

Валюта подвела. Частные инвесторы, озабоченные тем, чтобы спасти свои сбережения от инфляции, а если повезет — еще и заработать, традиционно с особым нетерпением ждут финансовых итогов I квартала: они, как правило, во многом определяют тенденции на весь год. Какие вложения обеспечили прибыли, а какие убытки — выяснял The New Times

Ключевым фактором, повлиявшим на «самочувствие» всех российских рынков в I квартале, стал, безусловно, рост нефтяных котировок в мире — прежде всего в связи с обострением политической ситуации вокруг Ирана и санкциями, которые решили ввести против исламской республики европейские страны, США и Канада* * См. подробнее The New Times № 3 от 30 января 2012 г. . В результате средняя за три месяца цена российского сорта нефти Urals превысила $117 за баррель, а в марте и вовсе зашкаливала за $122 — почти на уровне мая 2008-го, когда был установлен абсолютный рекорд стоимости нефтяных котировок ($127,5).

Рубль, доллар и евро

Для России железно срабатывает закономерность: чем дороже нефть (и соответственно больше приток нефтедолларов в страну), тем крепче рубль. Поэтому наша национальная валюта в I квартале была просто «приговорена» к росту. С января по март включительно курс доллара скатился с 32,2 рубля до 29,43 рубля, потеряв около 8%. То же самое можно сказать и про единую европейскую валюту — ее курс снизился за тот же период с 41,5 до 39 рублей, или на 6%. Соответственно те, кто в начале года менял свои рубли на доллары или евро в надежде на кратковременный выигрыш, просчитались. В минусе оказались и те, кто открывал валютные счета в банках: потери за квартал по долларовым депозитам составили 7,2%, по евро — 4,7%.

Зато рублевые вклады оказались неплохим решением для тех, кто не готов рисковать слишком сильно. Тем более что отечественные банки, стремясь привлечь побольше клиентов, с начала года активно повышали ставки по депозитам. В I квартале средняя ставка по вкладам в ведущих десяти банках страны достигла 9,5% годовых. Менее крупные и вовсе предлагают до 12%. Это существенно превышает официальные темпы инфляции (по итогам 2011 года — 6,1%), так что сбережения на рублевых вкладах прирастают — в среднем на 3% за три минувших месяца.
28-1.jpg
Фондовый рынок

Еще одним выгодополучателем от высоких цен на нефть стал российский фондовый рынок, чьи «голубые фишки» — почти сплошь акции компаний нефтегазового сектора. Стоит ли удивляться, что акции 60% российских компаний, торгуемые на Московской межбанковской валютной бирже, подросли в цене. Ведущий отечественный фондовый индекс ММВБ за квартал вырос на 8%, достигнув отметки 1519 пунктов. В пересчете на годовую доходность получается результат, втрое превышающий лучшие депозитные ставки в банках. Индекс Bloomberg Russia-US, отслеживающий 14 российских «голубых фишек», и вовсе вырос за минувшие три месяца на 18%. Лидером роста за этот период (на 38%) стали бумаги «Сургутнефтегаза», показавшие лучшую квартальную динамику роста с 2000 года. Второй результат (+36%) продемонстрировал самый популярный российский интернет-поисковик «Яндекс». На третьем месте — Сбербанк (+35%).

Паевые фонды, ориентированные на акции, соответственно также показали положительную динамику — особенно ПИФы, специализирующиеся на вложениях в бумаги нефтегазового и банковского секторов (+11–27%). Фонды электроэнергетики принесли своим пайщикам за квартал доход в 8–13%. Подросли даже бумаги энергокомпаний, просевшие после декабрьского разноса, устроенного премьером Путиным их руководителям, и последующих массовых проверок коррупционных схем в отрасли.

Впрочем, пайщики не верят в дальнейший рост российского фондового рынка и активно выводят средства из ПИФов: за I квартал отток средств составил 4,9 млрд рублей. Хуже показатели были только в разгар кризиса 2008–2009 годов.

 

Те, кто в начале года менял свои рубли на доллары или евро в надежде на кратковременный выигрыш, просчитались  


 
Золото

Оно долгое время было главным гарантом доходности для вложений мелких инвесторов* * См. подробнее The New Times № 44–45 от 24 декабря 2011 г. . Но к концу прошлого года драгметалл начал терять в цене (поскольку одновременно бурно росла стоимость нефти), скатившись с сентябрьского максимума в $1920 за тройскую унцию до уровня $1520. За I квартал 2012-го тройская унция прибавила в цене около 7%. Правда, котируется золото в долларах, а это значит, что рублевая доходность по нему получилась-таки отрицательной. Если вкладчик открыл в банке обезличенный металлический счет (ОМС), номинированный в золоте, то за квартал он потерял 3,8%. Если говорить о других ОМС, то более 7% потеряли владельцы палладиевых счетов. Зато удалось заработать на обезличенных счетах в серебре (14%) и платине (7,3%), выросших за это время в цене.

Правда, в последние недели ажиотаж на рынке золота вызвал прогноз Citibank: мол, в текущем году стоимость тройской унции достигнет отметки $2400, а в последующие — и вовсе $3400. Аналитики Goldman Sachs тоже ставят на рост, хотя и более осторожны: «Мы подтверждаем свои 3-, 6- и 12-месячные прогнозы по золоту на уровне $1785, $1840 и $1940 за унцию». При этом долгосрочные инвестиции в драгметаллы экспертам Goldman Sachs не кажутся привлекательными.

Любопытный взгляд на инвестиции в золото предлагает авторитетный международный инвестор, редактор Gloom Boom&Doom Report Марк Фабер: «Я не продаю свое золото, потому что не верю правительствам, Федеральной резервной системе, Европейскому центральному банку и вообще никому, кто печатает деньги. Но я никогда не рекомендую вкладывать все деньги в золото, потому что вы становитесь очень зависимы от роста цен на сырьевые ресурсы». Такой подход разделяет и Максим Осадчий, начальник аналитического управления БКФ-банка: тем вкладчикам, у которых есть свободные средства, он советует по крайней мере 10% из них вложить в золото (слитки или ОМС). Зачем? Да на всякий случай: если вдруг резко начнет дешеветь нефть или покатятся вниз курсы валют, золото снова начнет резко прибавлять в цене.
28-2.jpg
Что дальше

Опрошенные The New Times эксперты предупреждают: надежд на то, что до конца года сохранятся все позитивные тенденции I квартала, не так много. Что касается фондового рынка, то апрель-май — сезон массового закрытия реестров акционерных обществ. Те, кто владел акциями в день закрытия реестра, имеют право на получение дивидендов, и это, как правило, толкает котировки наверх. Однако после закрытия реестра многие от акций избавляются (иногда чтобы купить на эти деньги другие бумаги и получить дивиденды с нескольких компаний). Поэтому в мае-июне рынок в России обычно проседает, и нет никаких оснований считать, что 2012-й станет исключением из правила.

Далеко не однозначно все и с рублем. Высокие цены на нефть признаны в развитых странах главной угрозой экономическому росту, и ведущие государства-импортеры во главе с США уже готовятся распечатывать стратегические резервы. Как бы то ни было, к середине апреля нефтяные котировки потихоньку начали снижаться. Падение же барреля неизбежно повлечет за собой ослабление рубля, и доллар к лету вполне способен вернуться на уровень выше 30 рублей, а евро — выше 40.

По оценкам главного экономиста Альфа-Банка Наталии Орловой, к концу 2012-го доллар будет стоить 33 рублей, а евро — 43 рублей (при стоимости нефти $100 за баррель). Орлова рекомендует частным вкладчикам до лета играть на укреплении рубля, а потом думать о частичном переводе активов в доллары. Максим Осадчий, со своей стороны, также советует во втором полугодии снизить долю рублевых вложений до 35–40% от общей суммы, разместив на депозитах в долларах еще 30–40% средств, а остальное поделить между вложениями в золото и евро.






 


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.