#Column

Не той страны президент

18.04.2012 | Блант Максим | № 14 (242) от 16 апреля 2012 года


Отчет правительства, представленный Владимиром Путиным в минувший четверг в Думе, оставляет стойкое ощущение: действующий премьер, он же — избранный президент, живет в какой-то своей реальности, к российской действительности никакого отношения не имеющей.

Отчетную часть председатель правительства посвятил успехам на ниве борьбы с кризисом. Вот, к примеру, как преподносится итог прошлого года, когда Россия со скрипом вышла на докризисный уровень ВВП: «Напомню для сравнения: рост экономики США составил 1,7%, в еврозоне — 1,5%, в Индии — 7,4%, в Китае — 9,2%, в России — 4,3%, и это третий показатель в мире среди крупных экономик». Этим, конечно, можно гордиться, если забыть набившие оскомину стенания уходящего президента Медведева о зависимости российской экономики от мировых цен на нефть; о том, что для сравнения Путин выбрал страны, не экспортирующие, как Россия, а импортирующие сырье; а также о том, что в прошлом году среднегодовая цена на нефть установила абсолютный рекорд ($110 за баррель), прибавив по сравнению с 2010 годом около 40%.

Между тем эксперты подсчитали: с 2001 по 2011 год Россия получила от экспорта нефти и газа колоссальную сумму — $1,6 трлн. Такими деньгами можно залить любой кризис. У нас же при нынешней цене нефти свыше $120 за баррель ожидается дефицит бюджета: 120 млрд рублей по итогам 2012-го. А что будет, если цена нефти резко упадет? В мире по поводу результатов борьбы российского правительства с мировым кризисом иллюзий, похоже, не испытывают: все чаще международные эксперты говорят о необходимости исключения России из БРИКС в силу ее экономической несостоятельности.

 

Путин с его наполеоновскими планами совершенно очевидно Россию перерос. Ему бы где-нибудь в Индии или Китае с их нескончаемыми трудовыми ресурсами себя попробовать  


 
Но если не задалось с отчетом, может, реалистичнее планы будущего президента? По этому поводу еще одна цитата: «Естественное решение проблемы низкой производительности — это создание качественно новых рабочих мест: не менее 25 млн в ближайшие годы… Рабочие места создаются прямыми инвестициями, прежде всего частными инвестициями».

Слова хорошие и правильные, но для качественно новых рабочих мест нужны как минимум работники, которые на них будут трудиться. А с этим у России большие проблемы. Путин с гордостью сообщил: за время его премьерства число детей в стране увеличилось на 7 млн, но забыл упомянуть, что по всем демографическим расчетам количество россиян трудоспособного возраста в ближайшие годы будет только сокращаться. Кто же заполнит 25 млн вакансий? Не родившиеся же вчера дети…

Ну а чтобы в страну на фоне тотального бегства капитала (за четыре года путинского премьерства чистый отток составил $339 млрд) пошли частные прямые инвестиции, необходимо как минимум радикальное сокращение раздутого и неэффективного госсектора. Однако речи об этом не идет, напротив: «Государство будет напрямую вкладывать средства в разработку технологий и поддержку критически важных отраслей. Прежде всего это станкостроение, двигателестроение, производство новых материалов, фармацевтика, авиа- и судостроение».

В общем, если говорить о рабочей силе, то пока Владимир Путин готов предложить российской экономике лишь те 100 тыс. человек, на которые он обещает в ближайшие два года сократить полуторамиллионную армию федеральных чиновников. Но львиная доля этой публики уйдет на заслуженный нелегкой борьбой с бизнесом и населением отдых.

Предложенная Думе программа избранного президента если и имеет какое-то отношение к реальности, то отнюдь не к российской. Путин с его наполеоновскими планами совершенно очевидно Россию перерос. Ему бы где-нибудь в Индии или Китае с их нескончаемыми трудовыми ресурсами себя попробовать. А нам бы «на хозяйство» какого-нибудь менее амбициозного реалиста.






 


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.