Тарифы на низком старте. Цены на бензин и тарифы на услуги естественных монополий, замороженные в предвыборный период, будут повышены в самом ближайшем будущем. Гонка цен уже началась. Какими окажутся последствия — выяснял The New Times
В начале апреля в правительстве прошло совещание, посвященное грядущему изменению тарифов на услуги естественных монополий. Плановое их повышение в 2012 году было намечено не на 1 января, как обычно, а на 1 июля. Официальное объяснение смены дат — отопительный сезон начинается именно во втором полугодии. Но в прошлые годы это не мешало правительству повышать тарифы с начала года. Тогда, однако, не было мартовских выборов президента, да еще столь нервных… Теперь они позади, и естественные монополии во главе с «Газпромом» занялись привычным делом: выбиванием у правительства нового увеличения тарифов.
Нажмите, чтобы увеличить
Бараны и верблюды
Первый пробный шар «Газпром» запустил еще в конце марта, потребовав поднять со второго полугодия цены на газ сразу на 40%. И это притом что в конце 2011 года правительство решило, что тарифы на газ с 1 июля 2012-го должны увеличиться на 15%. 23 марта на совещании в Киришах Владимир Путин еще раз подтвердил: только 15%. Но «Газпром» не успокоился. 6 апреля было объявлено, что компания выступает за дополнительное повышение цен на внутреннем рынке. По информации The New Times, «Газпром» просит с 1 октября поднять тарифы еще на 11%. Ожидаемой назвал позицию «Газпрома» партнер компании RusEnergy Михаил Крутихин: «Да, монополия настаивает на повышении тарифов даже после «окрика» Путина. Как многие и предсказывали, повышение налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) будет переадресовано потребителям».
С начала этого года НДПИ был увеличен для «Газпрома» вдвое. И свое стремление поднять тарифы «Газпром» объясняет тем, что рост выплат в казну со стороны концерна в 2012 году составит 114 млрд рублей, а годовой доход от запланированного повышения тарифов (на 15%) — лишь 50 млрд. В итоге потери составят свыше $2 млрд за год, в то время как компании надо финансировать инвестиционную программу, обновлять основные фонды, прокладывать газопроводы и осваивать новые месторождения* * См. The New Times № 12 от 2 апреля 2012 г. .
Почему же «Газпром» сначала просил увеличения тарифов на 40% и с 1 июля, а теперь вроде бы согласен на 26% и с 1 октября? «Компания действует в точном соответствии с известной восточной пословицей: «Хочешь получить барана — проси верблюда», — считает Крутихин. С ним согласен и аналитик по ТЭК «Тройки Диалог» Валерий Нестеров: «Я не думаю, что компания и в самом деле надеялась на то, что ей удастся добиться сразу 40-процентного повышения тарифов. Но, возможно, рассчитывала на то, что правительство в какой-то мере все же пойдет ей навстречу и проведет дополнительное индексирование цены на газ — скажем, еще на 10–15%».
Необоснованными считает претензии «Газпрома» на дополнительное повышение тарифов аналитик «Инвесткафе» Виталий Михальчук. Даже при возрастании налогового бремени отказ «Газпром» не разорит, уверен эксперт. Деятельность концерна прибыльна* * Чистая прибыль «Газпрома» в 2011 г. составила около $40 млрд — на 25% больше, чем в 2010-м. . А повышение налоговых ставок для «Газпрома», по словам Михальчука, как раз и было предпринято с целью изъятия у него части денежных «излишков». Михаил Крутихин напоминает: «В 2012 году благодаря активному использованию сланцевого и сжиженного газа цены на голубое топливо в США оказались ниже, чем расценки для промышленных предприятий в России. Запрошенное «Газпромом» повышение сделало бы российский газ практически вдвое дороже американского».
„
По итогам года инфляция окажется не меньше 8–8,5%. То есть по этому параметру страна будет отброшена на уровень 2010 года
”
Ручные цены
Тарифы на бензин в России не устанавливаются: рынок нефтепродуктов у нас считается конкурентным. Но так как правят бал на нем всего пять нефтяных компаний* * На долю «Роснефти», «Газпром нефти», «Лукойла», ТНК-ВР, «Сургутнефтегаза» приходится свыше 75% внутрироссийского рынка бензина. , он вполне поддается ручному управлению со стороны правительства. В январе Минэнерго договорилось с крупнейшими игроками: до весны — то есть до выборов — не повышать розничные цены на автозаправках. Выборы прошли, мораторий на рост цен закончился, и теперь руки у «бензиновых королей» развязаны.
Первым начал повышение цен «Лукойл». Аналитики центра «Кортес» отметили, что на заправках компании рост стоимости литра топлива за последние две недели составил 25 копеек. Директор по развитию и маркетингу ИАЦ «Кортес» Павел Строков считает, что это только начало: скоро ценники на заправках начнут активно переписывать все компании. «Если бы не мораторий, то средняя цена по России на АИ-95 составляла бы сегодня 30,5 рубля, — подсчитал Строков. — Сейчас этот показатель 28,4 рубля». Эксперт исходит из того, что с начала года правительство подняло акцизы на бензин, и чтобы их компенсировать, средняя стоимость литра бензина должна подскочить где-то на два рубля.
Денис Борисов, аналитик Номос-банка, утверждает, что и в первые три месяца года нефтяники вовсе не торговали бензином себе в убыток: «Благодаря удачной ценовой конъюнктуре в конце года в России образовался существенный запас нефтепродуктов (бензина — более 1 млн тонн), поэтому заправки, даже несмотря на замораживание цен, имели возможность работать со средней рентабельностью в 10% — это хороший показатель для отрасли».
Но теперь, признают опрошенные The New Times аналитики, стоимость бензина начнет расти, и отнюдь не на копейки. Олег Ашихмин, президент Нефтяного клуба Санкт-Петербурга, ожидает, что в июле-августе, в разгар сельскохозяйственных работ и транспортной активности, цены подскочат примерно на 12–15%. Такие же цифры называет и Виталий Михальчук из «Инвесткафе». Он объясняет это тем, что на стоимость бензина влияет мировая цена нефти: «С учетом подъема нефтяных котировок увеличение цен на заправочных станциях выглядит неизбежным».
«По моему прогнозу, уровень в 30 рублей для АИ-95 будет преодолен еще до мая. А к концу летнего сезона, чтобы исключить дефицит топлива, нефтяникам позволят поднять планку до 33–34 рублей», — считает аналитик «Арбат Капитала» Виталий Громадин.
Назло рекордам
Цены газа и бензина, как известно, заложены в себестоимость буквально всех товаров и услуг, а потому самым существенным образом влияют на общий уровень инфляции в стране. На начало апреля, при замороженных тарифах на газ и ценах на бензин, инфляция уже составила в России 3,7%. Между тем денежные власти, по заявлению первого зампреда Центробанка Алексея Улюкаева, намерены удержать годовую инфляцию в пределах 6–6,5%* * По итогам 2011 г. инфляция в России была рекордно низкой — 6,9%. .
«Наши расчеты показывают: при росте тарифов на газ на «плановые» 15% при одновременном росте цен на бензин на 12—15% уложиться в годовые 6% инфляции практически невозможно», — утверждает руководитель департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. По его прогнозам, по итогам года инфляция окажется не менее 8–8,5%. То есть по этому параметру страна будет отброшена на уровень 2010 года.
Глава думского Комитета по энергетике, член «Справедливой России» Иван Грачев считает, что в условиях юридически (как в газовой отрасли) и фактически (как в нефтяной) монополизированного рынка для сдерживания энергетических тарифов и цен требуется политическая воля: «Для этого достаточно ввести мораторий на рост тарифов выше планового уровня инфляции, то есть в этом году повышение газовых тарифов следовало бы ограничить 6%, раз правительство запланировало такую инфляцию». Однако, обращает внимание депутат, в планах правительства нет и намека на сдерживание энергетических цен: «Ни в одной из семи опубликованных статей будущего президента низких цен на топливо населению обещано не было».
Tweet