#Деньги

Тарифы на низком старте

2012.05.15 |

Ардаев Владимир


Тарифы на низком старте. Цены на бензин и тарифы на услуги естественных монополий, замороженные в предвыборный период, будут повышены в самом ближайшем будущем. Гонка цен уже началась. Какими окажутся последствия — выяснял The New Times

В начале апреля в правительстве прошло совещание, посвященное грядущему изменению тарифов на услуги естественных монополий. Плановое их повышение в 2012 году было намечено не на 1 января, как обычно, а на 1 июля. Официальное объяснение смены дат — отопительный сезон начинается именно во втором полугодии. Но в прошлые годы это не мешало правительству повышать тарифы с начала года. Тогда, однако, не было мартовских выборов президента, да еще столь нервных… Теперь они позади, и естественные монополии во главе с «Газпромом» занялись привычным делом: выбиванием у правительства нового увеличения тарифов.
34-01.jpg
Нажмите, чтобы увеличить

Бараны и верблюды

Первый пробный шар «Газпром» запустил еще в конце марта, потребовав поднять со второго полугодия цены на газ сразу на 40%. И это притом что в конце 2011 года правительство решило, что тарифы на газ с 1 июля 2012-го должны увеличиться на 15%. 23 марта на совещании в Киришах Владимир Путин еще раз подтвердил: только 15%. Но «Газпром» не успокоился. 6 апреля было объявлено, что компания выступает за дополнительное повышение цен на внутреннем рынке. По информации The New Times, «Газпром» просит с 1 октября поднять тарифы еще на 11%. Ожидаемой назвал позицию «Газпрома» партнер компании RusEnergy Михаил Крутихин: «Да, монополия настаивает на повышении тарифов даже после «окрика» Путина. Как многие и предсказывали, повышение налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) будет переадресовано потребителям».

С начала этого года НДПИ был увеличен для «Газпрома» вдвое. И свое стремление поднять тарифы «Газпром» объясняет тем, что рост выплат в казну со стороны концерна в 2012 году составит 114 млрд рублей, а годовой доход от запланированного повышения тарифов (на 15%) — лишь 50 млрд. В итоге потери составят свыше $2 млрд за год, в то время как компании надо финансировать инвестиционную программу, обновлять основные фонды, прокладывать газопроводы и осваивать новые месторождения* * См. The New Times № 12 от 2 апреля 2012 г. .

Почему же «Газпром» сначала просил увеличения тарифов на 40% и с 1 июля, а теперь вроде бы согласен на 26% и с 1 октября? «Компания действует в точном соответствии с известной восточной пословицей: «Хочешь получить барана — проси верблюда», — считает Крутихин. С ним согласен и аналитик по ТЭК «Тройки Диалог» Валерий Нестеров: «Я не думаю, что компания и в самом деле надеялась на то, что ей удастся добиться сразу 40-процентного повышения тарифов. Но, возможно, рассчитывала на то, что правительство в какой-то мере все же пойдет ей навстречу и проведет дополнительное индексирование цены на газ — скажем, еще на 10–15%».

Необоснованными считает претензии «Газпрома» на дополнительное повышение тарифов аналитик «Инвесткафе» Виталий Михальчук. Даже при возрастании налогового бремени отказ «Газпром» не разорит, уверен эксперт. Деятельность концерна прибыльна* * Чистая прибыль «Газпрома» в 2011 г. составила около $40 млрд — на 25% больше, чем в 2010-м. . А повышение налоговых ставок для «Газпрома», по словам Михальчука, как раз и было предпринято с целью изъятия у него части денежных «излишков». Михаил Крутихин напоминает: «В 2012 году благодаря активному использованию сланцевого и сжиженного газа цены на голубое топливо в США оказались ниже, чем расценки для промышленных предприятий в России. Запрошенное «Газпромом» повышение сделало бы российский газ практически вдвое дороже американского».
 

По итогам года инфляция окажется не меньше 8–8,5%. То есть по этому параметру страна будет отброшена на уровень 2010 года    


 

Ручные цены

Тарифы на бензин в России не устанавливаются: рынок нефтепродуктов у нас считается конкурентным. Но так как правят бал на нем всего пять нефтяных компаний* * На долю «Роснефти», «Газпром нефти», «Лукойла», ТНК-ВР, «Сургутнефтегаза» приходится свыше 75% внутрироссийского рынка бензина. , он вполне поддается ручному управлению со стороны правительства. В январе Минэнерго договорилось с крупнейшими игроками: до весны — то есть до выборов — не повышать розничные цены на автозаправках. Выборы прошли, мораторий на рост цен закончился, и теперь руки у «бензиновых королей» развязаны.

Первым начал повышение цен «Лукойл». Аналитики центра «Кортес» отметили, что на заправках компании рост стоимости литра топлива за последние две недели составил 25 копеек. Директор по развитию и маркетингу ИАЦ «Кортес» Павел Строков считает, что это только начало: скоро ценники на заправках начнут активно переписывать все компании. «Если бы не мораторий, то средняя цена по России на АИ-95 составляла бы сегодня 30,5 рубля, — подсчитал Строков. — Сейчас этот показатель 28,4 рубля». Эксперт исходит из того, что с начала года правительство подняло акцизы на бензин, и чтобы их компенсировать, средняя стоимость литра бензина должна подскочить где-то на два рубля.

Денис Борисов, аналитик Номос-банка, утверждает, что и в первые три месяца года нефтяники вовсе не торговали бензином себе в убыток: «Благодаря удачной ценовой конъюнктуре в конце года в России образовался существенный запас нефтепродуктов (бензина — более 1 млн тонн), поэтому заправки, даже несмотря на замораживание цен, имели возможность работать со средней рентабельностью в 10% — это хороший показатель для отрасли».

Но теперь, признают опрошенные The New Times аналитики, стоимость бензина начнет расти, и отнюдь не на копейки. Олег Ашихмин, президент Нефтяного клуба Санкт-Петербурга, ожидает, что в июле-августе, в разгар сельскохозяйственных работ и транспортной активности, цены подскочат примерно на 12–15%. Такие же цифры называет и Виталий Михальчук из «Инвесткафе». Он объясняет это тем, что на стоимость бензина влияет мировая цена нефти: «С учетом подъема нефтяных котировок увеличение цен на заправочных станциях выглядит неизбежным».

«По моему прогнозу, уровень в 30 рублей для АИ-95 будет преодолен еще до мая. А к концу летнего сезона, чтобы исключить дефицит топлива, нефтяникам позволят поднять планку до 33–34 рублей», — считает аналитик «Арбат Капитала» Виталий Громадин.

Назло рекордам

Цены газа и бензина, как известно, заложены в себестоимость буквально всех товаров и услуг, а потому самым существенным образом влияют на общий уровень инфляции в стране. На начало апреля, при замороженных тарифах на газ и ценах на бензин, инфляция уже составила в России 3,7%. Между тем денежные власти, по заявлению первого зампреда Центробанка Алексея Улюкаева, намерены удержать годовую инфляцию в пределах 6–6,5%* * По итогам 2011 г. инфляция в России была рекордно низкой — 6,9%. .

«Наши расчеты показывают: при росте тарифов на газ на «плановые» 15% при одновременном росте цен на бензин на 12—15% уложиться в годовые 6% инфляции практически невозможно», — утверждает руководитель департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. По его прогнозам, по итогам года инфляция окажется не менее 8–8,5%. То есть по этому параметру страна будет отброшена на уровень 2010 года.

Глава думского Комитета по энергетике, член «Справедливой России» Иван Грачев считает, что в условиях юридически (как в газовой отрасли) и фактически (как в нефтяной) монополизированного рынка для сдерживания энергетических тарифов и цен требуется политическая воля: «Для этого достаточно ввести мораторий на рост тарифов выше планового уровня инфляции, то есть в этом году повышение газовых тарифов следовало бы ограничить 6%, раз правительство запланировало такую инфляцию». Однако, обращает внимание депутат, в планах правительства нет и намека на сдерживание энергетических цен: «Ни в одной из семи опубликованных статей будущего президента низких цен на топливо населению обещано не было».




 
Shares
facebook sharing button Share
odnoklassniki sharing button Share
vk sharing button Share
twitter sharing button Tweet
livejournal sharing button Share