Свобода слова.
Дорого.
Поддержи The New Times.

#Internet

Безграничная свобода выражения

28.03.2012 | № 11 (239) от 26 марта 2012 года

Гарвард о русском Твиттере
44_490.jpg
На карте обозначены «дискуссионные ядра» российского Твиттера, которые были выявлены на базе более чем 50 млн русскоязычных твитов

Социальная сеть Твиттер (Twitter) начинает оказывать непосредственное влияние на общественно-политическую жизнь в России. К такому выводу пришли специалисты Центра Беркмана по изучению интернета и общества при Гарвардском университете (США), только что опубликовавшие доклад на эту тему.

В последние годы количество пользователей Твиттера в России растет в геометрической прогрессии: если в 2007 году сеть насчитывала едва ли 1 тыс. пользователей, то в марте 2012-го их уже более 2,3 млн.

Фантастическая популярность пришла к Твиттеру во время парламентской кампании-2011 и последовавших за ней акций протеста. Социальные сети стали дискуссионными и информационными площадками для оппозиции, лишенной доступа к основным телевизионным каналам. Интернет-сообщество использовало Твиттер для сбора и обмена информацией с избирательных участков, видео- и фотоссылками на зафиксированные нарушения, а также для организации и поддержки начавшихся протестов. Сразу же после ареста блогера Алексея Навального 5 декабря 2011 года ежечасно на его Твиттер подписывались тысячи пользователей — сейчас их количество превышает 215 тыс.

Шесть групп

Американские исследователи выделяют в российском Твиттере шесть основных тематических групп (зон): политическая, инструментальная, региональная-СНГ, технологическая, музыкальная, региональная-Россия.

Политическая зона, в которой существует явное разделение на пользователей, отстаивающих либо оппозиционную, либо независимую, либо проправительственную точку зрения, подразделяется, в свою очередь, на несколько крупных кластеров. Это:

кластер Демократическая оппозиция. В постоянном поле зрения его участников — гражданские активисты, политологи, партии объединения и движения демократической направленности, такие как «Солидарность». В этом кластере часто даются внешние ссылки на сайты таких деятелей российской оппозиции, как Гарри Каспаров, на новостные сайты grani.ru и novayagazeta.ru. Среди самых популярных хэштегов — #KSHN (ссылка на журналиста и блогера Олега Кашина, на которого было совершено нападение в ноябре 2010-го), #putin-pidoras, ряд хэштегов, относящихся к протестам в рамках «Стратегии 31» (#31Aug, #31May,#31svoboda и т.д.), и #ddt22 — хэштег, который ссылается на протестный концерт, организованный группой ДДТ против вырубки Химкинского леса;

кластер Независимая политика. Данная группа пользователей не поддерживает какую-либо формальную политическую партию или коалицию, в основном их твиты связаны с антикоррупционным сайтом Алексея Навального rospil.info. Самые популярные ссылки в этом кластере даются на таких блогеров, как Антон Носик, Олег Кашин, Артемий Лебедев, Мария Литвинович, а также на СМИ, допускающие плюрализм мнений: «Эхо Москвы», статьи на сайте журнала The New Times, на сайтах gazeta.ru, kommersant.ru, vedomosti.ru, newsru.com. По наиболее употребительным терминам становится очевидным интерес данного кластера к политике и главным новостным событиям (#yukos, #mbkh, #khodorkovsky, #KSHN, #Luzkov и #domodedovo).

При исследовании российской блогосферы достаточно большое внимание уделялось националистическим движениям. Любопытен тот факт, что в российском Твиттере националисты отчетливо не представлены. Даже при наличии внешних ссылок на сайт ДПНИ (Движение против нелегальной иммиграции) по состоянию на март 2012 года какой-либо явной националистической группы в Твиттере не было обнаружено;

кластер Проправительственная молодежь. Таким термином в исследовании обозначена одна из самых многочисленных групп в политической зоне. Самые популярные ссылки — на сайты партии «Единая Россия», молодежного движения «Наши» (с хэштегом #Nashi), также на сайт kremlin.org, которым до недавних пор руководил политолог Глеб Павловский. В качестве новостных источников часто используются финансируемые правительством новостное агентство РИА «Новости» (rian.ru), сайт федерального телеканала «Вести», еще один новостной политический сайт, созданный Павловским, — liberty.ru и новостное агентство «Интерфакс». Часто упоминаемые пользователи Твиттера данной группы — лидеры российских молодежных движений, молодые чиновники, деятели «Единой России», такие как Максим Мищенко, Руслан Гаттаров, Тимур Прокопенко и Роберт Шлегель.

Актуальные политические твиты обсуждаются как на территории России, так и за ее пределами.

Кто вне политики

В неполитической зоне российского Твиттера авторы исследования выделяют две региональные группы: Региональная-СНГ и Региональная-Россия. Темы здесь обсуждаются внутри региона, а не между ними. При этом в региональном российском кластере выделяются самостоятельные группы в Самаре, Челябинске, Новосибирске, Краснодаре и Владивостоке.

В Технологический кластер объединено довольно большое количество русскоговорящих пользователей Твиттера, разбросанных по всему миру. Группа включает в себя относительно большую подгруппу «Программисты», а также средние подгруппы: «Специалисты по социальным сетям», (в основном они находятся в Москве), «Любители Mac и Apple», остальные подгруппы «Мобильные Технологии», «Дизайн», Microsoft и Yandex.

Музыкальная группа делится на несколько подгрупп по музыкальным жанрам, обсуждаемым в сети. Самые популярные — это «Рэп и хип-хоп», «Клубная музыка» и «Российская поп-музыка».

Весьма влиятельной в российском Твиттере остается так называемая Инструментальная группа — в ней преобладают аккаунты, запущенные службами маркетинга и компаниями, занимающимися оптимизацией поиска. Некоторые из аккаунтов управляются живыми людьми, а некоторые — программно. Интернет-маркетинг, получивший широкое распространение в США, в российском Твиттере также ориентирован на коммерческую составляющую твитов: чаще всего это ссылки на порнографию, электронные товары или рекламные сайты.

Неформалы

Еще две группы пользователей формально не попадают ни в одну конкретную зону, но тем не менее весьма заметны.

Относительно многочисленный кластер «Знаменитости» ориентирован на популярные Твиттеры знаменитостей, таких как Антон Коробков, редактор студии специальных проектов Первого канала, или Тина Канделаки, телепродюсер, владелица медиакомпании и заметная фигура светской жизни. Ключевые ссылки и цитаты относятся к главным новостям и развлекательным изданиям.

«Диаспора» — так обозначена в исследовании сравнительно малочисленная англоговорящая группа пользователей российского Твиттера. Ее участники проживают главным образом в США (Калифорния и Восточное побережье) и Великобритании (Лондон).

И хотя изначально русскоговорящие пользователи Твиттера были сконцентрированы в Москве, сегодня эта интернет-платформа уже охватила исторические границы Российской империи.



×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики. Отключение cookie-файлов может привести к неполадкам в работе сайта.
Продолжая пользоваться сайтом без изменения настроек, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов.